Автор: епископ Балашихинский Николай
Святой великомученик Георгий Победоносец — один из самых почитаемых на Руси святых, и древнейшие из сохранившихся его изображений относятся к XII в.
Происходил он из знатной каппадокийской семьи, был мужественным воином и пострадал за Христа во время гонений от императора Диоклетиана в Никомидии (303 г.) Широко известно одно из его посмертных чудес — избавление от драконообразного змия жителей небольшого селения в Сирии. Язычники приносили чудовищу человеческие жертвы, и такой жертвой должна была стать дочь местного правителя. Победа Георгия над чудовищем не только спасла жизнь обреченной на смерть царевны, но обратила ко Христу жителей многострадального селения и стала одним из самых ярких символов победы правды Божией над силами зла.
На Руси великомученика Георгия широко почитали с самого раннего периода — со времени ее Крещения. Имя Георгий носил в крещении великий князь Киевский Ярослав Мудрый, построивший в середине XI в. в честь своего небесного покровителя церковь в Киеве и посвятивший ему один из приделов собора Софии Киевской. Храмы и монастыри в честь великомученика Георгия Победоносца были на Руси во многих местах — в Новгороде и Владимире, в Старой Ладоге и Юрьеве-Польском.
Пришедшая на Русь из Византии иконография великомученика Георгия была здесь творчески переработана, а изображение Победоносца, поражающего копьем змия, стало воинским символом; оно появляется на великокняжеских печатях, монетах и впоследствии становится элементом герба.
И все же древнейшим из сохранившихся является поясной образ великомученика Георгия в Успенском соборе Московского Кремля (икона двусторонняя; на обороте Богоматерь с Младенцем). Святой изображен в кольчуге, с копьем; о мученическом подвиге напоминает его пурпурный плащ.
Этому древнейшему образу созвучна житийная икона великомученика Георгия начала XVI в. (Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева). Святой на среднике иконы изображен в рост; кроме копья в правой руке он имеет меч, который придерживает левой рукой, у него есть также колчан со стрелами и щит. В клеймах — эпизоды мученических страданий святого.
Но обратимся к иконам Чуда св. Георгия о змие. На Руси этот сюжет известен с середины XII в. (фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге). До конца XV в. существовал его т.н. краткий извод: всадник, поражающий копьем змия с изображением в небесном сегменте благословляющей десницы Господней. Такова большая часть Новгородских икон великомученика Георгия.
В конце XV в. иконография Чуда св. Георгия о змие дополняется рядом новых деталей: это может быть фигура ангела, архитектурные детали (город, который св. Георгий спасает от змия), изображение царевны и др. Но параллельно существует и немало икон в прежнем кратком изводе, но с разнообразными отличиями в деталях, в том числе в направлении движения коня: не только традиционное слева направо, но и в обратном направлении. Известны иконы не только с белым окрасом коня — конь может быть вороной или гнедой масти.
Святой великомученик Георгий как покровитель русского воинства был особенно почитаем в Московском княжестве как небесный покровитель основателя первопрестольной столицы — князя Юрия Долгорукого. С возвышением Москвы и укреплением централизованного Русского государства это изображение — именно Чудо св. Георгия о змие в кратком изводе — становится официальным гербом града Москвы и непременной частью государственного герба.
Иконы Чуда св. Георгия о змие конца XIV– XVI вв. при всем своем стилистическом разнообразии безусловно узнаваемы, при этом воспоминание о конкретном эпизоде жития святого великомученика перестает быть только иллюстрацией жития самого святого, но становится символом победы христолюбивого воинства российского над силами зла, над агрессором, угрожающим Отечеству.
Великомученик Георгий Победоносец и в наши дни является выразителем народных чаяний на всесильную помощь Божию воинам, защищающим землю русскую от врага.
Источник: www.mepar.ru
Святой великомученик Георгий Победоносец
Победа в памятниках православной иконографии Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|