Автор: протоиерей Борис Балашов
Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала нужно определить, какой смысл мы вкладываем в слова гордость и гордыня.
Православная духовная традиция ставит знак равенства между гордостью и гордыней. Это отразилось в русском языке и отечественной литературе. Так, например, в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева слово гордость выступает как синоним тщеславия и надменности, т. е. соответствует понятию гордыни. Однако в западной духовной традиции принято различать гордость и гордыню, причем первую понимают в нейтральном или положительном смысле как чувство собственного достоинства, достоинства своего народа и страны и даже как сознание высоты своей христианской веры и усыновленности Богом.
Как объясняют гордость современные словари? Гордость определяют как чувство собственного достоинства, удовлетворения от каких-либо совершенных дел, самоуважение. Но кроме того, это и завышенная самооценка, высокомерие. С одной стороны, это нормальное чувство по отношению к себе и другим людям, а с другой – негативное чувство, которое человек может испытывать как по отношению лично к себе, возвышая себя, так и к окружающим людям, принижая их.
В некоторых случаях такая гордость может иметь положительный оттенок, когда имеется в виду человеческий талант или трудовые достижения. В других случаях, когда человек гордится своими материальными ценностями, нарядами или внешностью, это чувство никак нельзя назвать хорошим и светлым. Таким образом, в разные эпохи и в разных ситуациях слово гордость может иметь разный смысл – положительный или отрицательный. И даже такое, казалось бы, хорошее чувство, как национальная гордость, может иметь совершенно разную оценку.
Любовь и привязанность к Родине, осознание ее культурных, экономических, научных и иных достижений, готовность, не жалея себя, защищать свой народ и страну – все это очень хорошо. Однако, к сожалению, история, как более давняя, так и современная, может показать немало трагичных примеров национальной гордости. Это мы можем явно увидеть в идеологии фашизма, которая утверждает абсолютное превосходство своей нации и своего языка над иными народами и другой культурой. Такая национальная гордость никому ничего хорошего не приносит.
В настоящее время слово гордыня употребляется достаточно редко – обычно его заменяют другие слова, имеющие отношение к этому понятию: тщеславие, эгоизм, заносчивость, высокомерие. В отличие от слова гордость гордыня имеет исключительно отрицательное значение. К понятию гордыни относятся и такие качества, как лицемерие, упрямство, капризность, мнительность, неуправляемость, придирчивость, дерзость, жестокость, язвительность, неприятие общепринятых норм морали и поведения.
Таким образом, в современном употреблении слова гордость и гордыня могут иметь в одних случаях противоположные значения, а в других – одинаковые.
Теперь обратимся к традиционному для православной культуры и духовности пониманию гордости.
В Евангелии от Марка приводятся слова Иисуса Христа: Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7, 19–23).
Господь однозначно оценивает гордость (в смысле гордыни) как зло для самого человека, которое уродует его душу.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов оценивает гордость как следствие грехопадения: Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца (т.е. от Бога. – Прим. авт.), но от мира сего (1 Ин. 2, 16). Выражение мир сей в словоупотреблении апостолов однозначно говорит о греховной поврежденности грехопадением прародителей того мира, в котором мы живем. Поэтому в данном случае слова мир сей говорят о грехе, которым заражен наш мир. В том же смысле употребляет слово гордость и святой апостол Павел (см. 2 Кор. 12, 20; 1 Тим. 6, 4).
Причиной грехопадения дьявола, бывшего изначально одним из высших ангелов, и превращения его в духа злобы святой апостол Павел называет гордость (см. 1 Тим. 3, 6).
Откуда же появляется гордость в человеке? По мысли святого Афанасия Великого, люди стали желать того, что им казалось приятным, основываясь исключительно на собственном мнении, а не на Божией воле. Человек, для которого Бог был центром и предметом стремлений и желаний, отвернулся от Него, поставил себя и свою волю в центр своей жизни и полюбил себя больше Бога (см. Свт. Афанасий Великий. Слово на язычников). Человек самого себя ставит на место Бога – хорошо и правильно именно то, что хочется и нравится самому человеку независимо от духовной и моральной оценки этого. Сосредоточенность на себе уводит человека от Бога и от окружающих людей. Он, по мысли священника Александра Ельчанинова, отщепляется от общего ствола мироздания и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.
По словам преподобного Иоанна Лествичника, «гордый подобен яблоку, внутри сгнившему, а снаружи блестящему красотой» (Лествица). По мысли преподобного, «гордость есть крайнее убожество души»; гордость и тщеславие – «начальницы и родительницы всех страстей» (т.е. грехов); гордость, как на коне, едет на тщеславии. По сути, гордость является началом всех грехов и пороков в человеческой жизни.
Гордый человек терпит поражение на всех фронтах. Что его ожидает? Психологически – тоска, мрак, духовное бесплодие. Морально – одиночество, иссякание любви, злоба. Физиологически и патологически – нервные и душевные болезни. С богословской точки зрения – смерть души, идущая впереди телесной смерти, ад в душе еще при жизни.
Поэтому задачей христианина является активная борьба с гордостью в своей душе, чтобы вместо нее поселилась в сердце искренняя любовь к Богу и людям, а вместе с этим пришло настоящее счастье вечной жизни, для которой и создан человек.
Фото: Юлия Павлюк
Спрашивающему, кто такие "нищие духом" Автор: Святитель Николай Сербский Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5, 3), - сказал Господь наш Иисус Христос. Тебя это смущает. Смущение происходит оттого, что ты смешиваешь скудоумие слабо развитых людей с нищетой, которую восхваляет Христос
Не бояться быть самим собой Автор: Ирина Филиппова Беседа с клириком Скорбященской церкви г. Клина священником Михаилом Хайрутдиновым.
Каждому из нас приходится общаться на работе, дома, со знакомыми. В каких случаях это становится вредным для души?
Бывает, что человек начинает бороться с грехом празднословия, воздерживается от лишних разговоров, а окружающие люди обижаются, обвиняют его в нежелании общаться и т. д. Как быть в такой ситуации?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|