Автор: Протоиерей Борис Балашов
Два Завета.
(Мф. 5, 17–26; Лк. 16, 17; 12, 58–59)
В так называемых заповедях блаженства Иисус Христос показывает путь духовной жизни христианина: как человек должен жить, чтобы обрести радостную и блаженную жизнь Небесного Царства. Но этот жизненный путь человека нисколько не противоречит смыслу ветхозаветного закона: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Мф. 5, 17–18).
Закон – Пятикнижие Моисея, а пророки – это богодухновенные писания других ветхозаветных писателей.
Что значит нарушить Закон? Это значит объявить, что исполнение Закона, данного Богом на горе Синай, не является обязательным для иудеев. Но Христос не делает этого. Всей Своей жизнью, учением, страданием, смертью и воскресением Иисус Христос исполнил все ветхозаветные пророчества о Нем, то есть не нарушил их. Что касается Закона, данного Богом и изложенного Моисеем в Пятикнижии, то, как Человек, Христос исполнил его, совершив все, что было предначертано, и не нарушил его, не совершил ничего, что было запрещено Законом.
Но Сын Божий не для того воплотился от Девы Марии, чтобы показать, как нужно выполнять Закон, данный на Синае. Дело в том, что ветхозаветный закон не ставил целью победить или искоренить грех вообще. Его цель – ограничить распространение зла и греха и четко указать пределы, за которые человеку нельзя переходить, иначе он лишится перед Богом права жить.
Сын Божий на Синае через Моисея дал Свой Закон, Он же его исполнил как подобает в Своем воплощении. Когда мы учим наших детей, как надо жить, не можем им сразу объяснить всю глубину человеческих отношений с Богом. Более полно они смогут это понять позднее, когда сами повзрослеют.
Ветхий Завет был как бы тенью Евангелия, давая его общие очертания и подготавливая к нему народ. С пришествием Христа на Землю Богом поставлена иная задача: не только ограничить распространение греха, но и победить, искоренить само зло; не вернуть человека в его естественное райское состояние из его противоестественного состояния пребывания в грехе, а возвести его в состояние вышеестественное, в непадательное (из которого упасть уже нельзя) состояние Небесного Царства.
В этом Царстве важнейшим качеством человека является любовь, и без нее это Царство недостижимо. Любить же нельзя заставить, это свойство свободного сердца. Поэтому, чтобы человеку дать возможность дорасти до Бога, Творец наделил его свободой и возможностью личного выбора своего пути. Христос говорит о Царстве Небесном, всех туда зовет к Себе. И если человек любит жизнь, ему необходимо откликнуться на Божий зов и пойти путем жизни, заповеданной Христом. Тогда и сама земная жизнь станет радостнее и светлее, и человек обретет самого любящего Друга – Богочеловека.
В этом Царстве важнейшим качеством человека является любовь, и без нее это Царство недостижимо. Любить же нельзя заставить, это свойство свободного сердца. Поэтому, чтобы человеку дать возможность дорасти до Бога, Творец наделил его свободой и возможностью личного выбора своего пути. Христос говорит о Царстве Небесном, всех туда зовет к Себе. И если человек любит жизнь, ему необходимо откликнуться на Божий зов и пойти путем жизни, заповеданной Христом. Тогда и сама земная жизнь станет радостнее и светлее, и человек обретет самого любящего Друга – Богочеловека.
При этом возникает естественный вопрос: разве может человек исполнить Евангелие? Действительно, не может, если пытается жить по-Божьи без Божией помощи. Но само Евангелие и предполагает непременным условием его исполнения, помимо человеческого старания, благодатную помощь Творца. Когда человеческие усилия соединяются с Божией помощью – тогда все возможно!
Утверждая ценность ветхозаветного закона, Иисус Христос придал ему гораздо большее значение, чем фарисеи. Последние делили заповеди Закона на большие и малые и говорили, что в нарушении малых заповедей нет греха. Такой самочинный произвол Спаситель отверг. Говоря о необходимости для евреев выполнения Закона до последней йоты (самой малой буквы еврейского алфавита), Господь, конечно, имеет в виду исполнение Закона по духу, а не по букве, произвольно истолкованного мелочными и духовно близорукими фарисеями.
К малейшим заповедям фарисеи отнесли и заповедь любви. Иисус Христос сказал об этом: Кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19).
Смысл этих слов таков: кто говорит, что нарушение «малых» заповедей не является грехом, тот через это и сам их нарушает, и других учит нарушать. За это для Царства Небесного он будет признан малейшим из людей, то есть ничтожным и самым последним, а значит недостойным его. Истинность такого вывода Христос подтверждает следующими словами: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).
Законы Божии о духовно-нравственных ценностях непреложны, как неизменен и Сам Бог: Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все (Мф. 5, 18).
Пока не исполнится – то есть по сути и в духе, а не по букве, разумеется. Весь закон был тенью будущего (см. Кол. 2, 17), то есть Евангелия.
Законы Бога, в которых выражена Его воля, вечны и неизменны. Законы, данные людям на более низком уровне духовно-нравственного развития, имели абсолютное значение до Иоанна Крестителя: Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк. 16, 16).
А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном (Мф. 5, 19), то есть получит от Бога великую награду.
Одни и те же заповеди даны Богом в Ветхом и Новом Завете, но в Новом Завете они раскрыты с несравненно большей глубиной.
Во всех синагогах, куда по субботам собирались евреи, читался Закон, данный через Моисея народу Израильскому. Заповеди Божии, составляющие стержень закона, знали все евреи, в том числе и неграмотные. Шестой заповедью закона запрещалось лишение людей жизни по гневу, ненависти и т. д. Совершивший преднамеренное убийство по закону Моисееву подлежал смерти, а не преднамеренное – суду.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду (Мф. 5, 21).
Иисус Христос как полновластный Законодатель, обращаясь к народу, возвещает: А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22).
Господь учит более глубокому и духовному пониманию и исполнению ветхозаветных заповедей. Мало того, что нельзя убивать человека физически, нельзя убивать его и морально, гневаясь на него напрасно. Применительно к иудейским представлениям показывается различная степень грехов против другого человека. Обычный городской суд занимался небольшими преступлениями. Верховный суд – синедрион, состоявший из 72 членов под председательством первосвященника, рассматривал большие преступления.
Слово рака, или «пустой человек», выражает собой презрительную оценку человека. Безумный – это крайняя степень презрения или пренебрежения. Так называли не только глупого, но и бессовестного, очень непорядочного человека. Наказанием за это оскорбление полагается так называемая «геенна огненная» – постоянно горящая и смердящая городская помойка, используемая как образ ада.
Христианская любовь к ближним должна не только сдерживать человека от гнева, но и не давать повода другому человеку проявлять гнев по отношению ко мне: Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23–24).
Спроецировав эти слова на наше новозаветное время, мы понимаем, что невозможно обращаться к Богу с молитвой, если мы предварительно не погасим вражду с человеком – образом Божиим. Если человек предстоит перед Богом и в то же время он не в мире со своими близкими, то такая молитва не достигнет Бога. Поэтому не случайно самым первым условием для человека, который готовится к Причастию, и для священника, который готовится к совершению Литургии, будет не вычитывание молитвенного правила или пост, а то, что красным шрифтом написано в Служебнике перед текстом Литургии: священнослужитель должен первее всего примирен быти со всеми, и сердце елико сила (насколько он может) от лукавых блюсти помыслов.
Путь земной – это время, когда совершается спасение человека от греха и от его последствия – смерти. За пределами земного существования, после разлучения души с телом, времени, как такового, для нас уже не будет. Мы окажемся в вечности. А там уже невозможно человеку произвести перемену в своей душе и совершить покаяние. Все проблемы человеческих взаимоотношений нужно решить здесь, на земле, а когда предстанем перед Небесным Судьей, с кем-то мириться, у кого-то просить прощения будет поздно. Господь этому учит в притче о взаимоотношениях с соперником.
Заповедь «не убивай» означает, во-первых, запрет вражды и необходимость скорейшего примирения с теми, кого мы обидели. Во-вторых, не гася вражду, а тем более раздувая ее, мы легко можем стать духовными самоубийцами и лишить себя светлой вечной жизни: Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта (Мф. 5, 25–26).
Этот образ взят из римского судопроизводства. Сначала заимодавца старались помирить с его должниками. Если примирение не происходило, то заимодавец мог силой посадить должника в тюрьму, где он томился и умирал, если не мог возвратить долг. В духовном смысле под тюрьмой, или темницей, понимается ад.
Из книги протоиерея Бориса Балашова «Христос и мы».
Фото: Юлия Павлюк.
Ищите прежде Царства Божия и правды его
Автор: протоиерей Борис Балашов
Как может человек соединиться с Богом? Ключ к пониманию находим у апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. В какой мере человек научится любить, в той мере он пригоден для вечности. Если любовь не стала главным содержанием человеческого сердца, главным содержанием его души, то нечего делать ему в вечности. Не потому, что его туда не пустят, но потому, что ему самому там нечего делать. Как человеку с расстроенным зрением нельзя смотреть на яркий свет, и он вынужден ходить в темных очках, так же и человеку, неспособному любить по-настоящему, болезненно, невозможно находиться в области того Света, Который есть Бог, есть Любовь. Выходит, главная задача человека в этой земной жизни - НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ. А значит, ценность приобретает все то, что способно его этой любви научить, то есть каждый эпизод человеческой жизни, каждая ситуация, каждое событие, каждая встреча - это и есть, с одной стороны, урок для человека, а с другой, в то же время и экзамен, потому что мы проверяем, насколько по-настоящему научились любить.
И самым строгим, самым лучшим экзаменатором здесь становится для человека семейная жизнь.
Учебные пособия для воскресных школ и катехизации взрослых.
Автор: протоиерей Борис Балашов
Обучение детей и взрослых путем простого изложения информации уже не может приносить достойных плодов. Нужны учебные пособия, рассчитанные не на запоминание, а на понимание. Дети и молодежь практически не воспринимают знания, которые им не интересны и которые они сами не считают полезными. Поэтому необходимо все объяснять, выделять главное, показывать, как и зачем это нужно человеку. Учить людей вере, основываясь только на своем личном авторитете, бесполезно и бесперспективно.
Евангелие нужно объяснять, а не просто рассказывать о Евангельских событиях. Необходимо добиваться, чтобы Иисус Христос и Его учение были понятны, чтобы вера людей основывалась на знании истины, потому что Сам Иисус Христос есть "путь, истина и жизнь" (Ин. 14, 6).
Испытывается страшная нужда в современных пособиях, и мы предпринимаем попытки создания некоторых изданий, которые могут использоваться в качестве учебных пособий для обучения вере детей и взрослых.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|