Автор: Диакон Иоанн Иванов
Если коснуться этимологии слова "подвиг", то очевидным значением будет "целенаправленный сдвиг, приближение к цели". Люди, которых мы считаем героями, целенаправленно жертвуют своей жизнью, своими взглядами или авторитетом ради кого-то или ради чего-то, то есть совершают хороший поступок в интересах общества. Если же мы говорим о духовном подвиге, то здесь поле битвы - душа человека. Можно бороться с проявлениями зла - духами злобы поднебесной (Еф. 6, 12).
Соловки
У разных подвигов - разные цели. Однако "телесный подвиг, не сопровождаемый душевным, более вреден, нежели полезен, он служит причиной необыкновенного усиления душевных страстей…" (святитель Игнатий Брянчанинов). Любой подвиг проходит сквозь душу человека, заполняя ее светом или тьмой в зависимости от поставленной цели. По мнению святителя Василия Великого, у человека, который ежедневно совершает духовные подвиги в своей душе, ведет подвижническую жизнь, только одна цель: спасение души…
Человек целенаправленно заставляет себя двигаться к Богу, отсекая свои грехи и страсти. Духовно "подвизающимся в этой жизни предстоит брань не с людьми, а с демонами и бесплотными силами. И оружие этих воинов соответствует характеру брани: они изготовлены не из кожи и железа, а из истины, правды, веры и всякого вида любомудрия" (святитель Иоанн Златоуст).
Духовный подвиг - это тяжелейшая борьба за чистоту своей души с грязными мыслями, воспоминаниями, мечтами, для того чтобы внутренний мир человека был чист и светел. Только в таком сердце будет обитать Бог - Источник Света, Жизни и Добра. И эта духовная битва несет подлинное счастье самому христианину и делает добрее и светлее мир, в котором он живет. В этом суть христианского духовного подвига.
Фото: Елена Лазорцева
В жизни всегда есть место подвигу
О мученичестве Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|