Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Человек бессмертен?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 22:09 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Как мы веруем

Человек бессмертен?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Для чего человек живет? Каков смысл жизни?

Когда я учился в университете, один студент задал вопрос преподавателю философии: "Есть ли в жизни человека смысл?" Наш лектор, последовательный материалист, был человек честный. Его ответ был таков: говорить о смысле жизни бессмысленно. Смысла жизни нет и быть не может. Материалист может говорить только о целях в жизни, которые он перед собой ставит.

Человек бессмертен

Жизнь, по воззрению материалистической философии, есть движение материи, на определенном этапе которого возникает психическая жизнь. Но движение материи бесконечно продолжается. На последующих этапах ее движения не будет ни психической жизни, ни людей вообще. И никто о них не вспомнит и не узнает. О каком смысле жизни в этом случае можно говорить?

Но человек снова и снова ставит перед собой вопрос о смысле жизни. Ведь речь идет о жажде духовного, вечного, жажде, которая ничем земным не может быть полностью утолена. Из исторического опыта мы знаем, что при отсутствии веры в Истинного Бога тут же возникают ее суррогаты, предлагающие свои пути решения проблемы человеческого бессмертия. Старшее поколение не забыло еще этих вариантов.

Нам говорили, что человек бессмертен в своих потомках. Для тех, у кого есть дети, это, может быть, звучит и убедительно, но дети есть не у всех. Такое бессмертие, зависящее от способности человека иметь потомство, не есть личное бессмертие, так как жизнь моих детей не является продолжением жизни моей личности.

Кто помнит имена своих прабабушек и прадедушек? Лишь немногие. Некоторые даже и имен бабушек не знают. К сожалению, такова реальность нашей памяти о своих предках. А раньше, когда люди шли в церковь молиться, подавали помянники с именами усопших предков для поминовения в храме, это считалось святой обязанностью каждого.

В Священном Писании сказано, что Бог не сотворил смерти (Прем. 1, 13), хотя нам ясно, что она существует. Мы все страдаем от несовершенства нашего мира, и гораздо в большей степени мы страдаем от несовершенства людей, а не от каких-то природных катаклизмов. В мои школьные годы все время говорили про строительство коммунизма. Почему многие люди так долго верили в эту идею "светлого будущего"? Потому что человек всегда стремится к лучшему, идея победы добра глубоко укоренена в человеке. И вовсе не из анализа объективной реальности делается такой вывод. Неизбежность полной победы Божией заложена в глубинах человеческого сердца. Об этом говорит и Священное Писание: Будет Бог все во всем (1 Кор. 15, 28).

У всех нормальных людей есть понятие о нравственности. Кто-то сделал подлость - мы говорим, что он поступил плохо. По какому закону мы судим человеческие поступки? Не по статье уголовного или гражданского кодексов, а по внутренним законам человеческой души, которая по природе своей "христианка", как говорил Тертуллиан. Возьмем типичный пример: пожилая мать любит своего спившегося сына. Что она любит? Его образ жизни? Нет. Она знает и любит то доброе и хорошее, что в нем есть, и именно за это старается бороться. Мать любит тот образ Божий, который в душе ее сына глубоко запечатлен. Образ Божий - это портрет Бога, отображенный в человеке, в первую очередь - в его душе, дарованной Создателем со дня нашего появления на свет.

Назначение человека состоит не в том, чтобы питаться, размножаться и в итоге стать добычей червей. Болезни, несчастья, смерть - это искажение грехом человеческой природы, созданной Богом. Так как это уродство человеческой природы возникло не по воле Божией, то оно и не может быть вечным. Преодоление искаженности этого мира - это и есть победа, которую совершает Сын Божий Своим Воплощением, Смертью и Воскресением.

Чтобы понять назначение человека, которое может раскрыться только во взаимодействии со своим Творцом, рассмотрим, как некоторую аналогию, систему взаимоотношений ребенка с матерью в процессе его развития и познания окружающего мира.

Возьмем, например, еще маленького человека, ребенка: для нормального развития ему необходимо научиться понимать маму, чтобы он с ее помощью смог правильно жить в земном мире. С помощью родителей он учится кушать, ходить, говорить, одеваться, пользоваться огнем, ножом, инструментом и так далее. Если мама говорит: "Не трогай горячий чайник", то она это говорит не потому, что плохо относится к своему малышу. Если ребенок без спроса взял спички и мама его отшлепала, это не значит, что она жестокая женщина.

Когда ребенок доверяет родителям, ему гораздо легче научиться жить в этом мире. Доверие старшим - необходимое условие правильного развития маленького человека. Для этого, конечно, ребенку с мамой нужно разговаривать. Общение происходит в форме диалога: мама говорит ему, а он - маме, и они друг друга понимают.

Если пытаться рассмотреть, как начинают строиться взаимоотношения человека и Бога, то первое, что следует отметить: люди дороги Богу. Христианин - это такой человек, который с Богом находится в родстве, потому что он не только рожден матерью для земной жизни, но еще и в купели Крещения рожден для бессмертия и усыновления Богу.

Христианская вера - это личная связь с Богом. Бог же - Личность, а не просто некая безличная сила.

Именно в тесном взаимоотношении с Создателем человек способен совершенствоваться, духовно и нравственно развиваться. И тут также необходим взаимный разговор-диалог между Богом и человеком. В райском состоянии это было и могло быть легко и непосредственно. В том состоянии, в каком находится человек в настоящее время, то есть в состоянии греховного падения, зараженности грехом, эти взаимоотношения также возможны, но и они уже требуют напряжения духовно-нравственных сил и большого внимания.

Человек может обращаться к Богу и открывать Ему свою душу в молитве, а через пристальное внимание к словам Священного Писания - Библии, познать волю Творца и слышать Его слова.

Из книги протоиерея Бориса Балашова
"Христос и мы".
"Христианская жизнь", Клин, 2007

Фото: Татьяна Сазонова

Ищите прежде Царства Божия и правды его
Что такое Библия?


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Как мы веруем | Добавил: Pravklin (15.05.2011) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 3563
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz