Автор: протоиерей Борис Балашов
Сын Божий, воплотившись, стал Богочеловеком, чтобы спасти уверовавших в Него людей от власти греха и смерти и ввести их в Небесное Царство любви, света и блаженства. В этом и заключалась цель прихода в мир Спасителя.
Фото: Галина Конюхова
Бог сотворил человека как Свой образ, некий собственный портрет, который отражает в себе совершенства Творца. Это любимое и высочайшее Божие творение могло бесконечно возрастать в любви, мудрости, интеллекте, знании мира и прочих свойствах, заложенных в него Создателем.
В живой связи полного доверия и любви к Богу человек черпал в себе жизненные силы и имел возможность стать бессмертным.
Но произошла страшная трагедия, которая в итоге исказила весь материальный мир. Имея в себе величайшие Божии дары, человек возгордился и решил, что Бог ему уже не нужен, что он сам – бог, сам будет определять для себя, что хорошо и что плохо. То есть не Творец, не Бог, создавший мир, является высочайшей истиной и правдой жизни, а сам человек есть мера всех вещей! Когда человек предал свои любовь и веру в Бога, он оторвался от Творца, в его душе возникла кровоточащая незаживающая рана, нанесенная человеком самому себе, – грех. А грех всегда разделяет людей и с Богом, и друг с другом. В итоге этого грехопадения исказилась сама человеческая природа – как духовная, так и телесная. Люди потеряли глубину ума, высоту любви. Болезни, страдания и смерть стали их постоянными спутниками.
Бог не забывает человека, Он его всегда любил, любит и ждет его возвращения.
Однако своими силами люди не могут уже преодолеть собственную греховную искаженность, победить зло и восстановить живую связь с Творцом со своей стороны. Чтобы люди смогли выполнить свое призвание – быть венцом творения, Бог даровал им свободу, ведь без свободы не может быть любви, а значит, и человеческого совершенства.
Человек болен грехом, это его смертельный диагноз.
В течение тысячелетий человеческой истории Бог разными путями подготавливал людей к преодолению трагических последствий отпадения от союза веры и любви со своим Творцом.
И вот около 2000 лет назад происходит величайшее событие всей мировой истории – рождается Спаситель мира. От чего Он спасает нас?
Ангел во сне явился Иосифу Обручнику и возвестил ему, какой Сын родится от Девы Марии: «Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). Но разве можно внешним действием очистить внутренний мир людей без их личного участия в этом деле? Нет, конечно.
Отец Иоанна Крестителя в пророческом вдохновении сказал, что необходимо уразуметь народу Его (т.е. Божиему народу) спасение в прощении грехов (Лк. 1, 77), то есть люди должны сами захотеть избавления от грехов и стремиться к этому освобождению своей души. Как говорили святые отцы, «если Бог сотворил нас без нас (не спрашивая нас и без нашего участия), то Он не спасет нас без нас» (без нашего желания и участия в деле обретения спасения).
Но кто же этот народ Божий, которому Творец приготовил спасение? Во времена Ветхого Завета, т.е. до Рождества Христова, этим Божиим народом были потомки Авраама – Израиль, т.е. евреи. Так кому же предназначено это спасение, только ли им?
В ночь Рождества ангел сообщил вифлеемским пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 2, 10).
Во время Сретения Господня – встречи сорокадневного Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме – старец Симеон радостно возвестил: «Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал (приготовил. – Прим. авт.) пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 30–32). Таким образом, пришествие Сына Божиего в наш мир несет радость спасения людям всех народов, в том числе и еврейского, которые примут Иисуса Христа, обновятся по вере в таинстве Святого Крещения, отрекшись от прежней греховной жизни, и сроднятся с Богом, соединив всего себя, все свое существо со Спасителем в таинстве Святого Причащения.
Сын Божий во чреве Девы Марии принял человеческую природу во всей ее полноте, кроме греха, освятив эту природу Своим Божеством. Если Бог стал человеком, то где та непреодолимая дистанция, которая нас раньше отделяла от Бога?
Богочеловек в Себе Самом показал нам, какой Он – Бог. Евангелие открывает эту тайну, которая для не уверовавших в Него до сих пор остается тайной. Христос нам являет все величие Своей жертвенной любви и с радостью принимает нашу ответную любовь, которая соединяет нас с Ним.
В живой сыновней связи с Небесным Отцом воскресает человеческая душа, она начинает согреваться Божественной любовью. Уверовавший получает благодатную помощь в борьбе со своими страстями и греховными привычками.
Если сердце христианина постоянно устремлено к Богу, то мир вокруг искренне верующего человека теплеет.
Вследствие этого могут улучшаться отношения с окружающими. Все это дает христианину возможность ощущать подлинную духовную радость и полноценность своей земной жизни.
Сначала духовно обновляется и воскресает душа христианина, то есть побеждается духовная смерть как отчужденность от Бога – Источника жизни. После этого и телесная смерть теряет свою устрашающую силу. Она остается только временным отделением души от смертного тела. Если душа сроднилась со Христом, то и неизбежное воскресение тела будет в великой радости и нескончаемом счастье жизни Небесного Царства вечного Бога.
Иисус Христос как Богочеловек восстанавливает человеческую природу уверовавших в Него людей в бессмертном и непорочном состоянии.
Господь родился в мир, чтобы исцелить всего человека – и тело, и душу – от греховного повреждения, научить людей жить по Божественной любви и открыть людям мир вечной жизни и подлинного счастья.
Традиции празднования Рождества Христова
Рождество Христово в мировой художественной культуре
Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|