Автор: Михаил Молотников
Прежде, чем рассказать о событии Благовещения Пресвятой Богородицы, вспомним, что этому предшествовало.
Когда Мария достигла трехлетнего возраста, Ее пожилые родители, праведные Иоаким и Анна, отвели Дочь в Иерусалимский храм, чтобы исполнить свое обещание посвятить Ее Богу. Они предчувствовали свою скорую кончину и понимали, что жизнь при храме, в котором обитает слава Божия, рядом со Святая святых, будет для Нее лучшей заменой их родительского тепла.
При храме Мария воспитывалась вместе с другими девочками и отроковицами, а повзрослев, изучала Священное Писание, молилась, пряла пряжу и шила священнические облачения. Окружающие отмечали в Ней глубокое благочестие, любовь ко всему святому, молитвенный дух, скромность, трудолюбие, необыкновенную чистоту души…
На иконах другого праздника, посвященного Пресвятой Богородице, - Ее Введения во храм - на заднем плане присутствует, как правило, второе изображение юной Девы.
Она сидит на некотором возвышении и принимает из рук Ангела Небесный хлеб. Эта деталь говорит об очень многом! "Небесным воспитана, Дево, хлебом", - поется в стихире праздника Введения. Душа Марии питалась Небесной благодатью, всё сильнее и сильнее возгревающей в Ней любовь к Богу. Эта любовь настолько наполняла всё Ее существо - и душу, и помыслы, - что повзрослевшая Мария приняла решение, по внушению свыше, не выходить замуж и навсегда остаться девой, чтобы посвятить всю Себя без остатка служению одному Богу.
Когда Богоотроковице исполнилось 14 лет, по закону Ее нужно было или возвратить родителям, или выдать замуж. Иоаким и Анна к тому времени уже умерли. Когда священнослужители заговорили с Марией о замужестве, Она открыла им, что дала Богу обет девства. Видя в Пресвятой Деве Божию избранницу, священники решили обручить Ее какому-нибудь пожилому вдовцу праведной и целомудренной жизни, чтобы он заботился о Ней, как отец, и охранял Ее девство. Их выбор пал на дальнего родственника Девы Марии, престарелого плотника Иосифа. Старец, узнав об обете Марии и дивных качествах Ее души, принял решение священников как волю Божию. Пресвятая Дева по откровению свыше смиренно повиновалась служителям храма.
В то время браки пожилых мужчин с молодыми девушками не были редки. Поэтому никто из родственников и знакомых Иосифа не удивился помолвке между ними. Отныне в глазах окружающих Иосиф и Мария стали женихом и невестой. Пресвятая Дева поселилась в Назарете, в женской половине дома Своего обручника. Ни о какой телесной близости между ними, конечно, не могло быть и речи. Мария проводила время большей частью уединенно: в молитве, богомыслии, чтении Священного Писания, трудах по дому, а также за пряжей и вышиванием церковных облачений.
Однажды Пресвятая Дева читала Книгу пророка Исаии. Дойдя до слов: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил (т.е. "С нами Бог") (Ис. 7, 14), - Она остановилась в раздумье и стала молиться Господу, чтобы Он открыл Ей смысл этих слов и поскорее исполнил Свое обещание.
О дальнейшем нам рассказывает евангелист Лука, который после Воскресения Христа часто встречался с Пресвятой Богородицей и записывал Ее рассказы.
Когда Мария размышляла о Деве, которая родит Еммануила, предстал перед Ней Архангел Гавриил и сказал: Радуйся, Благодатная (т.е. исполненная благодати Божией, дающая всем благо)! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами (Ты среди всех женщин и дев удостоишься особого прославления). Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие (Лк. 1, 28-29).
Пречистую Деву смутило не явление Ангела - это было для Нее не ново, а слова "благодатная" и "благословенная". Смутили, потому что ни один святой никогда не считал себя святым, благодатным, а если такая мысль и приходила к нему, он воспринимал ее как вражью. Смутили, потому что Мария не видела в Себе ничего такого, что возвышало бы Ее среди других дев и женщин. Чистая Ее душа даже убоялась этих слов, которых, по Ее мнению, Она не заслуживала.
Ангел же поспешил успокоить Марию и открыть Ей суть того, что с Ней должно произойти. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (в переводе с еврейского означает "Спаситель"). Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца (Лк. 1, 30-33).
Мария поняла, что речь идет о Мессии, Христе, предсказанном пророками, поняла Свое великое предназначение. Но Ее смущает, что придется нарушить обет безбрачия, и Она спрашивает: Как будет это, когда Я мужа не знаю? (Лк. 1, 34).
Ангел объясняет Ей, что зачатие произойдет не от мужа, а вышеестественным образом: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1, 35). И чтобы убедить Марию в истинности этих необычных слов, говорит Ей о дивных делах Божиих, совершившихся с Ее близкой родственницей: Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 36-38).
Сразу после явления Архангела Гавриила Пресвятая Дева поспешила отправиться к Елисавете, чтобы не столько убедиться в истинности его слов, сколько поделиться радостью, которую Господь даровал им обеим.
Дивный день Благовещения! Это благая весть о том, что Бог Слово, Второе Лицо Пресвятой Троицы, Сын Божий, наитием, то есть действием Святого Духа, зачнется во чреве избранной земной Девы, чтобы стать Человеком, оставаясь при этом Богом. Это весть о том, что началось освобождение человеческого рода от тирании греха и вечной смерти.
Благовещение Пресвятой Богородицы Автор: Протоиерей Борис Балашов Казалось бы, это событие произошло давным-давно. Какое значение оно может иметь для нас?
Праздники, седмицы и особенности богослужения в Великий пост Пост перед праздником Светлого Христова Воскресения включает сорокадневный Великий пост - Святую Четыредесятницу (первые сорок дней) - и Страстную седмицу (точнее, 6 дней перед Пасхой). Между ними находятся Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, пост перед праздником Святой Пасхи длится семь недель (вернее, 48 дней)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|