Автор: священник Анатолий Трушин, преподаватель КДС, певчий Хора духовенства Московской епархии, клирик Зачатьевского храма г. Чехов
«Последним гением ХХ века называют Альфреда Шнитке. Обладая острым восприятием мира, композитор был летописцем своей сложной, неоднозначной эпохи. Как и Шостаковичу, чьи традиции он развивал в своем творчестве, Шнитке было свойственно особенно чутко слышать время».
Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 г. в городке Энгельс, в Республике немцев Поволжья. Его отец, Гарри Викторович Шнитке, был журналистом и переводчиком. Мать, Мария Иосифовна Фогель, работала учителем немецкого языка. Детство юного мальчика прошло во время Великой Отечественной войны и, когда началась депортация немецкого населения в Сибирь, семья сумела остаться в городе. Отец ушел на фронт и воевал за Советский Союз.
В 1946 г. Гарри направили в Вену работать переводчиком и корреспондентом в местную газету. Соседкой семьи Шнитке по дому оказалась фрау Шарлотта Рубер, дававшая частные уроки музыки. У нее юный Альфред и начал учиться играть на фортепиано. Тогда же он начал сочинять музыку и определился с жизненным призванием. Хотя музыкой он увлекся в достаточно позднем возрасте, посещение в Вене симфонических концертов и оперы помогло сформировать вкус и расширить кругозор.
Вернувшись спустя два года в Союз, Шнитке поселились в подмосковном поселке Валентиновка. Хотя родители не разделяли его увлечение музыкой, 15-летний юноша всё же поступил в училище имени Октябрьской революции на дирижерский факультет, чтобы получить базовое музыкальное образование.
Творческое становление композитора пришлось на 60-е гг. ХХ века. Академическое образование, полученное Шнитке в Московской консерватории по классу Евгения Кирилловича Голубева1, оказалось для него недостаточным, и в течение последующих нескольких лет композитор самостоятельно постигал науку о современной музыке, изучая привезенные из-за рубежа партитуры. Это были сочинения австрийцев и немцев Арнольда Шёнберга, Альбана Берга, Антона Веберна, Карла Орфа; французов Оливье Мессиана, Пьера Булеза, Пьера Шеффера: итальянцев Луиджи Ноно и Лучано Берио, венгров Бела Бартока и Дьёрдя Лигети, поляков Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого и других композиторов.
Первым произведением, которое открыло «зрелого» композитора и предрешило многие черты его дальнейшего развития, стал Второй скрипичный концерт. Вечные темы страдания, предательства, преодоления смерти воплотились здесь в яркой контрастной драматургии, где линию «положительных персонажей» образовали солирующая скрипка и группа струнных, линию «отрицательных» – отщепившийся от струнной группы контрабас, духовые, ударные, фортепиано.
Одним из центральных произведений Альфреда является Первая симфония, главенствующей идеей которой стала судьба искусства, как отражение перипетий человека в современном мире. Впервые в советской музыке в одном произведении была показана необъятная панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: музыка классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз и т. п. Композитор применил здесь методы полистилистики2 и коллажа, а также приемы «инструментального театра» (движение музыкантов по сцене). Четкая драматургия придала целевую направленность развитию чрезвычайно пестрого материала, разграничив искусство подлинное и антуражное, утвердив в итоге высокий позитивный идеал.
Новые грани своего дарования Шнитке раскрыл в период «новой простоты»3, внезапно наступивший в европейской музыке в 1970-х гг. Почувствовав ностальгию по выразительной мелодии, он создал лирико-трагические Реквием, фортепианный Квинтет – произведения, биографически связанные со смертью матери, потом отца. А в сочинении под названием «Minnesang» для 52 солирующих голосов ряд подлинных песен немецких миннезингеров XII–XIII вв. он объединил в современную «сверхмногоголосную» композицию. В этот же период времени Альфред обратился и к русской музыкальной тематике, использовав в Гимнах для ансамбля подлинные древнерусские песнопения.
1980-е гг. стали для композитора этапом синтеза лирического и мелодического начал, расцветших в «ретро», с громадами симфонических концепций предыдущего периода.
Во Второй симфонии к сложной оркестровой ткани он добавил контрастный план в виде подлинных одноголосных григорианских песнопений – «под куполом» современной симфонии зазвучала древнейшая месса. В Третьей симфонии, написанной к открытию нового концертного зала Гевандхауз (Лейпциг), в виде стилистических намеков дана история немецкой (австро-немецкой) музыки от средневековья до нынешнего дня, использовано свыше 30 тем – монограмм композиторов.
Пребывая в долгих и мучительных духовных поисках, в 1982 г. Альфред Шнитке, по своим же воспоминаниям, «сделал один из важнейших шагов в своей жизни – принял Таинство Крещения. Конечно, мне ближе было православие, но крестился в католическом храме в Германии, так как меня об этом просила еще при своей жизни мать». В это же время он начал тесное общение с православным священником, автором и композитором как светских, так и церковных сочинений – Николаем Анатолиевичем Ведерниковым. Эта дружба продлилась до конца последних дней Альфреда.
В совершенстве освоив технику и эстетику западного авангарда, Шнитке отказался от приоритета какой-либо системы. По его мнению, композитор «обязан всю свою работу подчинять техническому контролю, но не это должно быть главным, это должно быть только орудием, а не исходным творческим импульсом». Неудовлетворенность всеми видами техники, потребность найти нечто универсальное, логику, «обобщающую все известное», привела его к созданию и обоснованию метода «полистилистики», в котором, по мнению самого композитора, «элементы разных техник и разных стилей пластично объединялись». В известной мере этому способствовал и опыт работы в области кино.
Рассуждая о творческом процессе, он сам считал, что произведение существует помимо автора, ему «остается только вытащить его из этой темноты, очистить и представить», при этом быть свободным «от влияния абстрактных рациональных схем, от влияния услышанной музыки, профессиональных советов», приблизиться «к некоему интуитивному прообразу, который надо расшифровать».
Вообще, рассуждая о музыке Альфреда Гарриевича, хотелось бы привести слова музыковеда Александра Васильевича Ивашкина4: «Ее смысл (музыки. – Прим. Авт.) никогда не раскрывается сразу, с первого взгляда, в виде готовой информации, но требует вхождения… Произведения Шнитке не исчерпываются реальным звучанием: след от них остается в памяти надолго, заставляя размышлять иначе, глубже посмотреть на все услышанное. Его музыка входит в нашу жизнь неиллюзорной, духовной реальностью».
В 1985 г. композитор перенес несколько инсультов. Тем не менее, несмотря на свою физическую слабость и плохое здоровье, он продолжил работать. В 1990 г. семья композитора переехала на постоянное проживание в Гамбург, где он преподавал в Гамбургской высшей школе музыки.
После очередного удара 3 августа 1998 г. Альфред Гарриевич Шнитке скоропостижно скончался в своей квартире в Германии. Похоронен композитор был по православным традициям на Новодевичьем кладбище города Москвы.
* * *
Шнитке оставил после себя поистине объемное наследие – оперы и балеты, 9 симфоний, два десятка концертов, музыку к спектаклям и кинофильмам, камерные и вокальные произведения. Основные темы его творчества связаны с человеком – его переживаниями, эмоциями, поисками себя. Композитор считал, что трагическое и смешное неразрывны в нашей жизни, и это находило отражение в его музыке.
Так же тут стоит отметить, что во многих его сочинениях прослеживается религиозно-христианская линия повествования. Она заключается либо в использовании богослужебных католических текстов, либо заложена на программном уровне написания произведения. К самим же церковным музыкальным попевкам и темам композитор обращается в своих сочинениях довольно часто. Например, Второй струнный квартет явился синтезом древнерусской песенности и драматической концепции симфонического плана. Весь его музыкальный материал составляют цитаты из книги Николая Дмитриевича Успенского «Образцы древнерусского певческого искусства» – одноголосные погласицы, стихиры, трехголосные гимны. В некоторых моментах подлинное звучание сохранено, в основном же оно сильно трансформировано – ему придана современная гармоническая диссонантность, взвинченность движения. В кульминации этого произведения драматизм обострен до введения весьма натуралистического плача, стона. В финале средствами струнного квартета создана иллюзия звучания невидимого хора, исполняющего старинный распев.
Из всего многообразия творческого наследия Альфреда Шнитке лишь два цикла сочинений были написаны полностью на церковнославянском языке. Среди них «Три хора для смешанного хора» (Богородице Дево радуйся; Господи, Иисусе Христе; Отче наш) и «Стихи покаянные для смешанного хора без сопровождения в 12 частях. К 1000-летию Крещения Руси».
__________
1 Евгений Кириллович Голубев (16 февраля 1910 – 25 декабря 1988) – советский композитор и педагог, ученик
Н.Я.Мясковского, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского (1947), народный артист РСФСР (1966).
2 Полистилистику, как яркий способ показать конфликт классической гармонии мироощущения и современной перенапряженности, Шнитке использовал во множестве других своих сочинений – Второй сонате для скрипки, Второй и Третьей симфониях, Третьем и Четвертом скрипичном концертах, альтовом Концерте, «Посвящении Паганини» и др.
3 К этому музыкальному стилю пришли также такие православные композиторы, как Джон Тавенер и Арво Пярт.
4 Александр Васильевич Ивашкин (17 августа 1948 – 31 января 2014) – советский и российский виолончелист, дирижёр, музыковед; доктор искусствоведения.
Список использованной литературы
1. Баранкин Е. Соединяя несоединимое. Альфред Шнитке. М.: Искусство кино, 1999.
2. Ведерников Н.А., прот. Выступление на вечере памяти А.Г.Шнитке в Московской консерватории 28 сентября 1998 г. (Электронный ресурс).
3. Глазунов А. Композитор Альфред Гарриевич Шнитке – кто по национальности? https://aglazunov.livejournal.com/66475.html/ (Электронный ресурс).
4. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнит ке. М.: Культура, 1994.
5. Ковалевский Г. Киномузыка Альфреда Шнитке в контексте эволюции его творчества.
СПб.: Российский институт истории искусств, 2014.
6. Семеренко Л.Ф. Музыкальный Апокалипсис (15 этюдов к портрету Альфреда Шнитке). Белгород: Отчий край, 2005.
7. Холопова В.Н. Композитор Альфред Шнитке. Челябинск: Аркаим, 2003.
8. Холопова В.Н. Альфред Гарриевич Шнитке. https://www.belcanto.ru/shnitke.html/ (Электронный ресурс).
9. Хоровое творчество А.Шнитке. https://poznayka.org/s4559t1.html (Электронный ресурс).
10. Шульгин Д.И. Годы неизвестности Альфреда Шнитке. Беседы с композитором. М., 2004.
Источник: mepar.ru
Композитор А.А. Алябьев
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|