Автор: Геннадий Алексеев
В древних текстах говорится, что Андрей Рублёв писал икону «Троица» в «похвалу преподобному Сергию», по благословению игумена Никона. Он исполнял волю Церкви – словно сам Сергий Радонежский вдохновил его на создание этого великого святого образа. Есть предположение, что с преподобным Сергием иконописец встречался еще в юности или был знаком через Епифания Премудрого.
Внимание Церкви к Троическому догмату особенно пристально приковано в XIV веке. Если в первое тысячелетие существования христианства велись ожесточенные споры о сочетании во Христе божественной и человеческой природы (христологические споры), то в период после разделения церквей (1054 г.) возникли споры пневматологические, связанные с учением о филио́кве, в котором католики умаляют значение третьей ипостаси Бога – Святого Духа. Православное богословие свидетельствует о том, что Святой Дух исходит от Бога Отца, а католическое – утверждает, что от Отца и Сына.
Бесконечный схоластический спор об ипостасях ангелов на иконе Рублева «Троица» идет среди искусствоведов – они часто их путают, и некоторые даже предполагают, что каждый ангел принадлежит всем трем ипостасям одновременно. Есть мнение, что для Рублева это не имело никакого значения. Каждый из ангелов изображает любую ипостась. Важно понимать, что смешение ипостасей является ересью, причем устойчивой ересью, существовавшей еще в первохристианские времена.
Ереси как искажение христианского вероучения не раз возникали в истории Христианской Церкви. Так, во времена прп. Андрея Рублева пыталась разлагать единство русского народа ересь стригольников, отрицавших евангельскую истину о Едином Боге – Святой Троице. Это было на руку завоевателям – татаро-монголам, которые к тому времени уже приняли ислам, отрицавший Триединство Бога.
Не случайно именно в это время преподобный Сергий основывает свой монастырь – одну из первых обителей, посвященных Святой Троице.
Икона Рублева «Троица» – это научение Евхаристии, попытка приоткрыть тайну Божественной природы. Она стоит особняком: от ветхозаветной Троицы, сцены гостеприимства Авраама в ней уже ничего не осталось – здесь чистая догматика. Изображение обретает необычайную лаконичность и тяготеет к некому иероглифу. Ангелы Троицы вписаны в круг – символ вечности, вечность является символом Бога. Внутренние контуры боковых ангелов образуют чашу, и средний ангел как бы находится внутри этой чаши. Это углубляет евхаристический смысл произведения.
Какие умозаключения и особенности изображения могут помочь понять образный ряд иконы Андрея Рублева?
В первую очередь, нужно предположить, что Рублев все-таки не был революционером и творил новую иконографию, четко соблюдая канон и следуя традиции, которую знал безупречно. А иконография всех основных произведений, посвященных Троице, начиная с той иконы, что была явлена у дуба Маврийского, свидетельствует, что средний ангел – это Бог Сын, Слово – вторая ипостась Бога.
В образе второго ангела явно прочитываются общие иконографические черты Бога Сына, о многом говорит его одеяние: красная рубашка, туника, синий плащ, гиматий (одежда странников), золотой клав.
Одеяние первого ангела светлее; розовый гиматий накинут на оба плеча. Он сидит более прямо, а второй и третий ангелы склонили к нему головы – внимают Ему. Он говорит, и говорит что-то властное.
Обратите внимание на положение жезлов: у первого ангела жезл поднят вертикально, у второго и третьего они опущены. Жезл – это символ власти, вертикальный жезл означает преобладание власти.
О чем говорят руки ангелов? Кисти рук первого ангела сближены, у второго и третьего они разведены: сближение рук – некое послание, которое первый ангел передает двум другим, а они его смиренно принимают.
Гиматий на плечах первого ангела лежит равномерно и образует симметричный вырез одежды на груди, у второго ангела этот вырез имеет странную неправильную форму. Столь причудлива и форма рукава: на уровне локтевой части он расширяется, а в области запястья развернут в плоскости.
Третий ангел сидит совершенно спокойно, а вот фигура второго крайне неустойчива: голова наклонена вправо, а колено приподнято и развернуто влево. Своеобразен «рисунок» его плеч: «красное» имеет привычную округлость, а «синее» представляет собой совершенно пологую линию. У других ангелов линии плеч пологие.
Неустойчивость фигуры среднего ангела «замаскирована» треугольной формой композиции. Этот прием имеет смысловое обоснование: ангел стремительно встает, движется его рука, развивается прозрачный рукав, и этим движением он как бы благословляет чашу, стоящую на столе. Фигура среднего ангела, таким образом, расположена на иконе между чашей и деревом. Дерево на иконе – символ древа Жизни Божиего Сына, Который подает вечную жизнь уверовавшим в Него людям. Понятно, что второй ангел не случайно находится между этими символами, поскольку именно он должен выполнить поручение первого: прийти в мир, воплотиться, пострадать за род человеческий и победить грех и смерть, открыв людям путь к вечной жизни.
Есть и другие объяснения смысла послания, которое передает первый ангел. В 18-й главе книги Бытия мы читаем, что Он посылает второго и третьего ангелов уничтожить Содом и Гоморру. Здесь прослеживается аналогия с будущим посланием Отцом Сына и Утешителя в мир для создания Церкви.
Третий ангел изображён в состоянии наибольшего покоя. Его голова склонена, руки сложены, жезл наклонён к плечу. Он весь – сосредоточенность и тишина. Это образ Святого Духа, образ исихии, или священного безмолвия, образ монашеского делания.
Обратим внимание на крылья ангелов. Крылья изображены абсолютно независимо от их фигур, просто пририсованы к изображениям ангелов.
У третьего ангела, хотя он находится в состоянии максимального покоя, крылья пребывают в самом бурном движении, в отличие от первого и второго. Но при этом все крылья смыкаются друг с другом. Пересечение крыльев указывает на особые отношения первого и второго ангелов. Дух Святой в вечности исходит от Отца, в земной мир идет через Сына. На последующих иконах Троицы крылья всегда будут изображаться подобным образом.
Крылья на иконе Андрея Рублева – самостоятельный образ. Авраам и Сарра встречали путников, а не ангелов. Святая Троица отделена от мира ангельскими крыльями, она невидима, однако мы все предстоим перед ней.
Палата над первым ангелом – это символ Бога Отца, она также может символизировать шатер Авраама. Гора – символ Святого Духа.
На чем стоит чаша? На трапезе. Трапеза символически изображает престол, на стульцах расположились ангелы. Есть предположение, что в оригинале на трапезе лежали хлеба, но сейчас эта часть изображения утрачена.
Если сделать пространственную реконструкцию рисунка иконы, как сделал академик Раушенбах, мы не получим правильного изображения. Стульца «наезжают» на трапезу, а трапеза – на стульца. На самом деле, стульца и трапеза – лишь символы, а не предметы реального мира, они показывают, что ангелы находятся не в воздушном пространстве вообще, а привязаны к какому-то конкретному пространству. Трапеза – некое ограничение этого пространства параллельными линиями. Боковых граней нет, они даже не подразумеваются, потому что это пространство не физическое, а духовное. Это символ того, что происходит во время Литургии в алтаре. Мы это пространство духовной трапезы не чувствуем, а Рублев ощущал и знал, поэтому так удивительно его и передал.
Геннадий Алексеев
Святой образ Божией Любви Автор: протоиерей Борис Балашов Христианство открыло миру великую тайну, с помощью которой решаются самые важные вопросы человеческого бытия, - Бог есть любовь. Эта любовь содержится в самой жизни Бога - Бога Святой Троицы.
Перед "Троицей" преподобного Андрея Рублева Автор: Иеромонах Димитрий (Захаров) Размышления в стихах.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|