Автор: протоиерей Борис Балашов
Икона этого величайшего праздника помогает нам духовно прикоснуться к событию Рождества Господа нашего Иисуса Христа.
Праздничная икона раскрывает перед нами смысл произошедшего - явление в земном мире Бога. Это - смысловой центр всей земной истории. Священные события, изображенные на иконном образе, не только говорят, как все это происходило, но и зовут нас войти в тот мир, где царствует Богочеловек Иисус Христос.
В центре иконы - запеленутый Богомладенец. Рядом - только что родившая Своего Первенца Пресвятая Дева. Младенец лежит в яслях (кормушке для скота) в Вифлеемской пещере. Бессловесные животные потеснились в своем хлеву, дав место Сыну Божиему родиться Сыном Человеческим. Только люди не хотят дать место Богу в своем сердце, впустить в свою жизнь Создателя мира и Судию вселенной. И это продолжается уже более двух тысяч лет.
Грех, совершенный человеком, тяжким грузом лежит на всей живой и неживой природе.
Любого родившегося младенца, прежде чем завернуть в пеленки, нужно омыть - искупать. Эта сцена изображена в правом нижнем углу иконы. Омовение Младенца подчеркивает подлинность рождения Сына Божия, то, что Он - полноценный, настоящий Человек, а не только принял человеческий вид.
В левой нижней части иконы изображается святой праведный Иосиф Обручник. Он показан в позе тяжелого раздумья. Перед ним фигура, символически изображающая искушения Иосифа о Деве Марии. Все его сомнения разрешил Архангел Гавриил: Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого (Мф. 1, 20).
В правой части иконы изображено явление Ангела, несущего пастухам весть о рождении Спасителя. Левее Ангела-благовестника - ангельский хор, воспевший хвалебную песнь Богу в ночь Рождества, и радостное ликование ангельского мира.
В середине верхней части священного изображения сияет Вифлеемская звезда, указывающая путь к Богомладенцу волхвам, которых мы видим в левой части иконы.
Если бы не иконописец, а художник решил все это выразить в своих живописных полотнах, ему потребовалось бы написать несколько, не менее шести, картин. И они только рассказали бы о событиях, связанных с рождением Господа, но никак не смогли бы дать нам возможность духовного участия в этих священных событиях. Такая задача под силу лишь православной иконе.
Христос - Древо Жизни Автор: Протоиерей Борис Балашов В этом тропаре в поэтических образах Неба и земли говорится о подготовке мира к явлению в нем Бога. Вифлеем, или иначе Ефрафа, - маленький городок в восьми километрах от Иерусалима, родина царя Давида, которому было обещано Богом рождение от него потомства: Мессии - Христа. На этот город указывал и пророк Михей как на место рождения Спасителя (см. Мих. 5, 2).
Но в этом же тропаре говорится и об Едеме
Христос - Древо Жизни (окончание статьи) Автор: Протоиерей Борис Балашов Таким образом, рождественская стихира утверждает, что воплощением Божиего Сына разрушается и устраняется преграда, отделявшая нас от Бога, ведь Сам Бог стал человеком, соединив в Себе Самом Мир Небесной Славы и мир земной. Огненный меч отступает - открыт вход в райский мир. Более того, Херувим удаляется от райского древа жизни. И громоподобно возглашается последствие этих событий
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|