Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сотворенный Богом человек жил в раю, который на языке Библии назван садом Едемским. Он утолял свой телесный голод теми плодами, которые там произрастали.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла (Быт. 2, 9). Вкушая плоды дерева жизни, человек мог жить вечно, находясь в полном расцвете сил и душевном мире. Однако произошло грехопадение, и люди вместе с райским состоянием потеряли и рай.
В предрождественские дни в храмах поется и читается тропарь предпразднства Рождества Христова: "Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме, красуйся, Ефрафо, яко древо живота в вертепе процвете от Девы: рай бо Оноя чрево явися мысленный, в немже Божественный сад, от негоже ядше, живи будем, не, якоже Адам, умрем. Христос раждается прежде падший возставити образ".
В этом тропаре в поэтических образах Неба и земли говорится о подготовке мира к явлению в нем Бога. Вифлеем, или иначе Ефрафа, - маленький городок в восьми километрах от Иерусалима, родина царя Давида, которому было обещано Богом рождение от него потомства: Мессии - Христа. На этот город указывал и пророк Михей как на место рождения Спасителя (см. Мих. 5, 2).
Но в этом же тропаре говорится и об Едеме, о котором во второй главе Бытия сказано: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 8). То, к чему должен готовиться Вифлеем, заставит открыться и затворенный Едем-Рай.
Что же за событие всемирного значения должно произойти в Вифлееме, в хлеву - пещере для скота, который и назван-то вертепом? Так вот, в этом невзрачном и бесславном месте процветет от Девы Древо Жизни. А единственный случай девственного рождения в истории человечества - это рождение от Девы Марии в Вифлеемской пещере Иисуса Христа, Сына Божиего, ставшего в утробе Пресвятой Богородицы Сыном Человеческим. Таким образом Древом Жизни Православная Церковь называет Сына Божиего.
Девическое чрево явилось духовным (мысленным) раем. И в этом Едеме - райский сад, в нем произрастают плоды, от вкушения которых мы обретем бессмертную жизнь: "Не, якоже Адам, умрем".
В тропаре ясно называется цель Боговоплощения: "Христос раждается прежде падший возставити образ", то есть восставить, востановить человека, который является хоть и согрешившим, впадшим в грех, но все же образом Божиим. И Божий Сын, называемый в Евангелии "Словом" или "Логосом" (см. Ин. 1, 1), приходит, чтобы поднять этот образ на достойную высоту и восстановить в подобающей ему красоте.
Окончание статьи
Фото: Татьяна Сазонова
В ожидании Рождества
Что значит для меня Рождественский пост? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|