Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
«Радостная весть», «Благая весть», «Счастливое известие» – так переводится с греческого слово «Евангелие», название самой главной книги христиан, подразумевая, что встреча со Христом принесет в душу подлинную радость.
Однако не всегда и не для всех эта встреча бывает радостной. Вспомним о богатом юноше, который подошел к Господу в надежде услышать ответ на вопрос: «…что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19, 16). Подошел с надеждой, а отошел с печалью после того, как Иисус сказал: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью…» (Мф. 19, 21–22).
И другое место Писания, когда уже самые близкие ученики «весьма опечалились»: «Во время пребывания их в Галилее, Иисус сказал им: Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились» (Мф. 17, 22–23).
Почему же опечалился юноша? Потому что нужно было лишиться всего имения, а имение было большое. Это лишь тому легко все оставить, кому нечего оставлять.
Но ведь Господь призвал не только «продать» и «раздать». Он еще и пообещал: «…будешь иметь сокровище на небесах». Этого, однако, юноша или не услышал, или не понял, или этому не поверил.
Так и апостолы. Они услышали, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его…» Но ведь этим предсказание не заканчивается: «…и убьют Его, и в третий день воскреснет», – говорит Господь. Но «они весьма опечалились». Почему? Потому что услышали: «убьют Его», а что «воскреснет» – или не услышали, или не поняли, или не поверили.
А ведь если бы поверили до конца, от всей души, от всего сердца: богатый юноша – в сокровище на небесах, апостолы – в воскресение, то разве было бы место печали?
Почему же одни слова Спасителя становятся сразу понятны и вызывают печаль, другие же проходят мимо сердца, не пробуждая в нем той радости, которую пробудили бы, если сердце услышало их?
Здесь дело не только в том, что «окаменело сердце человеческое». Просто по-настоящему мы можем откликнуться лишь на то, что есть в нашем собственном опыте.
Когда Господь говорит: «убьют» – это ясно. Смерть – дело всем известное. А вот воскресения никто из них не видел. (В случае с дочерью Иаира Сам Господь сказал: «Не умерла девица, но спит» (Мф. 9, 24). То же могло быть сказано и о сыне Наинской вдовы (см. Лк. 7, 12–15).)
Так же и богатый юноша. Земные блага были у него в руках, и он знал, какие преимущества это дает в жизни, а сокровище, которое «на небесах», – вещь совершенно неизвестная и непонятная. Поэтому и он, и ученики Спасителя «видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют» (Мф. 13, 13).
Так слепорожденный, слушая выражения нашего восторга прекрасной картиной, не станет с нами спорить, умом поверит нам, но восторга разделить не сможет и останется равнодушным.
То же и у нас. Мы верим Христу, как и апостолы хотим быть с Ним; как и богатый юноша желаем наследовать Жизнь Вечную. Но в конкретной ситуации, когда требуются особые силы, особая жертва, сил этих в себе не находим, как не нашли апостолы в Гефсиманском саду, как не нашел юноша, отошедший от Господа с печалью.
Что же нужно, чтобы эти силы появились, чтобы вера стала несокрушимой и радость совершенной? Нужен опыт. Нужно уже сейчас пережить опыт воскресения, опыт Вечной Жизни, опыт обладания подлинным, небесным сокровищем. Царство Небесное, говорит Спаситель, подобно «сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13, 44–46).
И нам с вами нужно уже здесь, в этой жизни, не только верить, что это сокровище, эта жемчужина есть, а увидеть их, прикоснуться к ним. Каждая Литургия, каждое причащение Тела и Крови Господа, каждая встреча с Ним в молитве, в добром деле, в посте, в общении с ближними дает нам возможность обрести крупицу этого бесценного опыта Вечной Жизни.
И в той мере, в какой этот опыт у нас есть, становимся мы свободными и радостными, бесстрашными и щедрыми; и в той мере становятся для сердца бесспорными истинами слова Евангелия: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает, ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12, 33-34), и «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28).
Фото: Василий Кузьмин
Вечная жизнь
Евангельское слово - семя вечной жизни
Сияние вечной жизни Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|