Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Говорят, что любовь делает человека счастливым. Это не всегда так. Хорошо и сладко любить того, кто отвечает на твою любовь любовью, кто ведет себя достойно любви. А если тот, кого мы любим, смеется над нашей любовью, много ли счастья найдем мы в такой любви? Или если любимый совершает один за одним низкие поступки? Или же если он тяжко страдает на наших глазах, и мы ничем не можем ему помочь? А если, еще страшнее, он умер? Радостна ли такая любовь? Ведь любовь, если она возникла и живет в нас, если она настоящая, – не исчезает в зависимости от обстоятельств. И то же самое чувство, которое вчера доставляло несказанное наслаждение, сегодня несет невыносимую муку.
Бывает, например, отец то радуется за своего сына, то огорчается, то гневается на него. Но и радость, и огорчение, и гнев – суть выражения одного и того же чувства: любви к сыну. Та же самая любовь веселится и поет на свадьбе, не знает сна и покоя возле больничной койки, бьется в рыданиях на похоронах… Так по-разному являет себя любовь человека к человеку. Нет, далеко не всегда она радостна!
А любовь между человеком и Богом? Любовь Бога к нам, к каждому из нас, явлена раз и навсегда на Голгофском Кресте. И поэтому каждому, кто спросит: «А как любит нас Бог?», можно ответить без слов. Просто указать на Распятие: «Вот так!» Не это ли мы и делаем, каждый раз осеняя себя крестным знамением? Не кому-то, а самим себе снова и снова напоминаем, как мы любимы Богом, какою ценою куплена наша жизнь, Вечная Жизнь!
А любовь человека к Богу? Думаю, что самым первым и самым естественным ее выражением станет чувство стыда. И чем с большей силой пробудится в человеческом сердце любовь к Господу, тем невыносимей будет стыд. Что иное можно испытывать, если сердцем ощутил, как ты любим Богом и как ты этой любви недостоин? Когда посмотришь на себя, на всю свою жизнь не в свете мирской морали, а в свете Божественной любви, то как не сгореть со стыда?! И сгорели бы, не вынесли бы этого позора, если бы не знали, что Бог наш – Бог милосердный, прощающий, очищающий всякую скверну, всякую нечистоту, если только мы сами хотим очиститься. «Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся» (Пс. 50, 9).
И когда принесет человек свое покаяние Господу, когда изольет душу в покаянной молитве, когда, не утаивая ничего, расскажет Господу и Церкви в лице священника обо всем, в чем упрекает его пробудившаяся совесть, когда прочитает над ним священник разрешительную молитву и скажет ему, что вся неправда прошлой жизни уничтожена, вся грязь смыта; когда, наконец, соединится человек со Христом, причастившись Его Тела и Крови, тогда любовь его к Богу обернется чувством благодарности.
«Благодарим Господа!» – возглашает священник на каждой Литургии, начиная самую важную и таинственную ее часть – Евхаристический канон.
Благодарим Господа! Всем сердцем, всем существом. И в этом благодарении – наша любовь к Нему. И вот тогда действительно нет ничего слаще этой любви.
И тогда эта любовь, выражающаяся благодарением, становится, по выражению о. Александра Шмемана, «опытом рая», приобщением Вечной Жизни уже здесь, среди жизни временной.
Фото: Алексей Савин
Притча о несправедливой жене
Бог... Какой Он? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|