Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Мне, как священнику, очень часто приходится говорить о Боге, о Церкви, о вере с людьми, которые не считают себя верующими, но как бы "интересуются". Они задают самые разные вопросы, хотят услышать аргументы в пользу веры и готовы привести свои контраргументы. Им хочется дискутировать, спорить, философствовать. Но спор часто прекращается, не начавшись. В ответ на все "каверзные" вопросы я задаю свой: "Скажите, а вы удовлетворены тем, какой вы есть? Ощущаете ли неправильность, неполноценность своей жизни? Желаете ли стать лучше, и насколько сильно это желание?"
Очень часто, к сожалению, слишком часто, человек говорит, что в основном у него все нормально. Есть, конечно, недостатки, но "у кого их нет?" Особенно что-то менять в себе нет необходимости.
Что ж, приходится отвечать: раз нет необходимости изменять себя и свою жизнь, значит, нет смысла говорить о Боге и о вере. Потому что Бог - Спаситель наш, потому что вера - путь ко спасению. Но зачем спасаться тому, у кого все нормально, кто "всегда доволен сам собой, своим обедом и женой" (А. С. Пушкин). Спасение нужно гибнущим. И пока не осознает человек себя гибнущим, все слова о спасении, а значит о Боге и о вере - пустой звук.
Если человек говорит: "Вот, я чувствую, что все в моей жизни не так, как надо"; если, как апостол Павел, он с горечью ощущает: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю… Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю" (Рим. 7, 15, 18-19); если главное, самое жгучее желание - стать лучше, победить то зло, которое знает человек в себе, преодолеть свои немощи, - значит пришло время поговорить с ним о Христе и есть шанс быть услышанным.
"Начало мудрости - страх Господень" (Притч. 1, 7). Но страх Божий тоже имеет начало. И это начало - прожить жизнь впустую. Тот, кто не знает Бога, но знает голос совести, знает жажду лучшей жизни (лучшей не в смысле "мне будет лучше", а в смысле "я буду лучше"), знает стремление к обновлению - тот, есть надежда, узнает и Бога. Кто думает, что он Бога знает, в Бога верит, но живет "в свое удовольствие", не борясь с грехом, не тяготясь им и не особенно замечая его, тот никакого Бога не знает, никакой веры не имеет.
Начало страха Божия, повторим, - это страх остаться таким, какой ты есть, страх умереть, не сделав в жизни ничего достойного Человека. Кто-то из великих древних (кажется, Цезарь) в день шестнадцатилетия с горечью воскликнул: "Какой ужас! Мне уже шестнадцать, и ничего не сделано для бессмертия!" Если вложить в слово БЕССМЕРТИЕ не тот смысл, в котором оно было употреблено автором, а иной, христианский, то этот "ужас" мог бы стать первым шагом на той дороге, где можно встретить Бога.
Поэтому перед тем, как людям явился Христос, к ним пришел Иоанн Предтеча. Пришел, чтобы помочь людям приготовиться к встрече с Живым Богом. "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное… Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мф. 3, 2-3), - говорил он. И всем, вопрошающим о Боге, можно повторить: начните с покаяния. Разберитесь в себе. Вникните в себя. Когда вникните, увидите - гордиться нечем и нет основания для самодовольства. И если появится желание очиститься и обновиться - значит "приблизилось Царство Божие".
Кто-то пришел в церковь, чтобы только получить утешение в скорбях. Он уйдет из нее, как только уйдут скорби, и будет возвращаться, когда будут возвращаться и они.
Кто-то пленился красотой богослужения, пришел в восторг от эстетического наслаждения, которое можно пережить в храме. И это, думается, тоже непрочно. Литургия в лагерном бараке или в разрушенной сельской церквушке совсем не так красива и торжественна, как в кафедральном соборе, но никак не менее благодатна.
Жажда обновления, жажда совершенства - вот что по-настоящему приводит к Богу и в церковь. Потому что только во Христе можем мы обрести совершенную жизнь, потому что каждая Литургия дает возможность пережить совершенное обновление.
Фото: Ирина Ланцова
Вечная жизнь
Зачем нужны заповеди Божии? Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|