Автор: протоиерей Борис Балашов
Зачем родился Христос? Что нам об этом говорит Церковь голосом своего богослужения? Бог сотворил человека как Свой образ, Свой портрет в мире вещественном (материальном). Перед этим любимым Божиим творением была поставлена великая задача: человек духовно, нравственно, умственно должен дорастать до Бога. И нет никаких пределов для совершенствования человека. Все возможно в союзе сыновней любви с Богом.
Богомладенец Христос, фреска. Московский Сретенский монастырь
В результате грехопадения – предательства Божией любви – человек, «который, будучи сотворен по образу, растлел (исказился. – Прим. сост.) от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей Божественной жизни» (тропарь 1-й песни рождественского канона. Все богослужебные тексты приведены в русском переводе).
Растлел – т.е. стал полностью поврежденным как духовно, так и телесно. Одно из последствий грехопадения – человеческая смертность. Живя в райском мире, в чистом духовно-нравственном состоянии, человек вкушал таинственные плоды древа жизни и был неподвластен смерти.
«Причастный высшей жизни, Адам, бренный (сотворенный из земли. – Прим. сост.) и по обольщению жены подвергшийся тлению (повреждению. – Прим. сост.)» (тропарь 3-й песни рождественского канона), лишился райского состояния и самого рая. Плоды древа жизни стали отныне недоступны, путь к этому древу теперь преградил херувим (ангел) с огненным мечом.
Если бы человек в поврежденном состоянии стал вкушать плоды бессмертия, то его искаженность, смертность и духовно-нравственная болезненность стали бы вечными и неизлечимыми. Но грех и смерть не имеют права на вечное бытие. «Творец, видя погибель человека, которого создал Своими руками, сходит, преклонив небеса, и принимает все существо его, истинно воплотившись от Божественной Чистой Девы» (тропарь 1-й песни рождественского канона).
Зачем же Творец становится творением и Бог соединяется с человеческой природой?
В вечерней стихире Рождества поется: «Приидите, будем радоваться о Господе, открывая удивительную тайну. Отделявшая нас преграда от Бога разрушена, огненный меч отстраняется, херувим удаляется от древа жизни, и я вкушаю (причащаюсь. – Прим. сост.) райской пищи, от которой был изгнан за непослушание».
Какая теперь может существовать дистанция между Творцом и творением, если Бог, оставаясь Самим Собой со всеми Своими качествами, стал настоящим, подлинным Человеком, родившись на земле от Девы Марии и войдя в человеческое общество? «Бог явился во плоти для находящихся во тьме заблуждений и пороков и пребывающих во мраке грехов; Его, родившегося от Девы, приняли пещера и ясли (кормушка для скота. – Прим. сост.); пастухи возвещают об этом чуде; волхвы с востока приносят в Вифлеем дары; мы же, подобно ангелам, недостойными устами принесем Ему хвалу; слава в вышних Богу, и на земле мир, ибо пришел в мир Ожидаемый всеми народами; пришедши, Он спас нас от рабства дьявола» (стихира на литии рождественского всенощного бдения).
Сын Божий становится Человеком, чтобы освободить людей от дьявольского рабства греха и смерти.
Он, управляющий вселенной и ангельским миром, «полагается в яслях бессловесных животных и повивается пеленами (запеленывается. – Прим. сост.), но расторгает многоплетенные (очень крепкие. – Прим. сост.) узы прегрешений» (тропарь 6-й песни рождественского канона). Христос разрывает кандалы греха, Он дает нам возможность обрести свободу от зла и смерти: «Нас, рабов врага и греха, сделал свободными» (тропарь 5-й песни рождественского канона).
Родившись в Вифлееме, Богочеловек участвует в переписи жителей Римской империи для того, чтобы жителей земли, поверивших Богу, привести в вечное Небесное Царство Бога. «Люди записывались в данники (обязанные платить дань. – Прим. сост.) по повелению кесаря (императора. – Прим. сост.); записались и верующие в число граждан Царства Божия именем Божества, Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе» (рождественская вечерняя стихира).
Иисус Христос Своей жизнью, евангельским учением, Крестной смертью и Воскресением проложил дорогу всем людям к освобождению от греха и смерти, от греховного искажения духовной и телесной природы созданного Богом человека. Во Христе и со Христом человек по своей вере обретает подлинную свободу стать чадом Божиим. Человек призван к вечной жизни, без нее все лишается настоящего смысла – нет же смысла в смерти и грехе?! Не для смерти создан Богом человек, хотя он и добровольно сошел со своего пути к бессмертию.
Со Христом человек исцеляет свою душу от греховной болезни, при этом изменяется, светлеет, оживает весь внутренний мир человеческой личности.
Человеческое тело христианина освящается и принимает в себя семя воскресения для вечной и бессмертной жизни в Небесном Царстве Бога. Вся земная жизнь людей, ответивших на любовь Христову, обретает подлинный смысл и становится школой вечной жизни, подготавливающей верующих ко Христу и во Христа для обретения вечного и настоящего счастья жизни в любви со своим Создателем.
Христос - Древо Жизни
Рождество Христово. Святки. Крещение Господне
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|