Автор: Митрополит Иоанн (Вендланд)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Христос Спаситель совершил Свое Божественное дело для того, чтобы даровать нам Жизнь Вечную. Что же такое Жизнь Вечная? Сам Христос Спаситель это объясняет. Он говорит: "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин. 17, 3). В этом заключается религиозная жизнь. В этом заключается жизнь с Богом, и она выражается, прежде всего, в нашей вере.
Сперва эта вера исповедуется только в нескольких словах. Так, например, святой апостол Петр сказал Христу: "Ты - Христос, Сын Бога Живого" (Мф. 16, 16). И Христос немедленно подтверждает, что эта вера истинная. На исповедание Петра Он отвечает: "…не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах" (Мф. 16, 17). И святой апостол Петр понял, что он находится в живом общении с Отцом и Сыном. Постепенно Христос Спаситель стал открывать своим ученикам Духа Святого. Сперва образно, как бы в притче, Он сказал: "Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой" (Ин. 7, 38). Живая вода есть образ Святого Духа. Поэтому евангелист объясняет дальше: "Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7, 39).
Христос Спаситель показывает, что Дух Святой уже видимо действует среди людей в чудесах, совершаемых Им, в особенности - в исцелении бесноватых. Он говорит: "Я Духом Божиим изгоняю бесов" (Мф. 12, 28). А потом в прощальной беседе со своими учениками Он прямо, без притчи, обещает дать Духа Святого Своим ученикам. Он говорит: "Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины" (Ин. 14, 16-17) и "Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину" (Ин. 16, 13). Поэтому святым апостолам была уже совершенно понятна заповедь Господа, данная им перед Его Вознесением: "Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа" (Мф. 28, 19).
Прошло только десять дней со дня Вознесения Господня, и Церковь получила изобильнейшие дары Святого Духа, Который сошел на Апостолов явно в тот момент, когда "внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них" (Деян. 2, 2-3).
Далее пошли годы и годы. Веками продолжалась, и до сих пор идет, история Церкви. Апостольская вера пламенела в сердцах христиан. За нее они нередко и муки терпели, и жизнь отдавали.
В то же время возникли и ереси, которые пытались исказить чистоту апостольской веры. Тогда, в 325 году по Рождестве Христовом, собрались отцы Церкви на Первый Вселенский Собор в городе Никее. В нем участвовал и святитель Николай.
Память этих отцов мы совершаем в нынешнее воскресенье. Они пространно и точно изложили веру в Господа нашего Иисуса Христа как в Сына Божия. Они исповедали, что мы веруем "…во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу…". Слова "единосущна Отцу" означают, что Сын Божий одного Существа с Богом Отцом. Такова наша вера в Господа нашего Иисуса Христа.
Вера дает радость. Сам Господь молится Богу Отцу за нас, чтобы мы имели радость. В этой молитве Он говорит: "Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную" (Ин. 17, 13).
В самом деле, разве это не радость: мы не одни, но с нами Бог; мы смертны по телу, но бессмертны душою; наше смертное тело подлежит воскресению, и мы должны встретить Господа. Будем же носить эту радость в сердцах наших, делиться этой радостью с другими, любить ближних своих и прославлять Бога.
Аминь.
19 июня 1983 года
Мой первый архиерей. Памяти митрополита Иоанна (Вендланда) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|