Автор: Протоиерей Игорь Гагарин
Начался Рождественский пост. Снова Православная Церковь предлагает каждому верующему сосредоточить свои духовные силы на подготовке к Рождеству Христову. Ожидание праздника, как видим, начинается задолго до самого праздника, почти за полтора месяца. «Не многовато ли?» – возможно, спросит кто-нибудь. И ведь предлагается не просто дожидаться, а соединить ожидание с сознательным ограничением себя, отказом от многих, в общем-то, невинных радостей.
«Неужели нельзя ждать праздника и одновременно нормально питаться?» – неоднократно приходится слышать мне. И действительно, пост не принесет никакой пользы, если человек входит в него с унылой мыслью: «Поскорей бы он кончился». Кто постится только потому, что «вынужден» это делать в силу церковной дисциплины, тому в самом деле не позавидуешь. Так зачем же он нужен – пост?
Начнем с того, что он был известен еще задолго до христианских времен. Издревле и ветхозаветный народ, и даже лучшие люди из язычников видели связь между состоянием человеческого духа и образом его жизни. А точнее, тем, какое место в жизни человека занимают удовольствия, развлечения, комфорт. Эту связь кратко и точно выразил один спартанец. Когда его спросили: «В чем секрет силы и мужества Спарты?», он ответил: «В том, что спартанцы презирают наслаждения».
А Сам Господь так вопрошал народ об Иоанне Крестителе: Что смотреть ходили вы в пустыню? Трость ли, ветром колеблемую?.. Человека ли, одетого в мягкие одежды? (Мф. 11, 7–8). Мягкие одежды – символ комфортной, сытой жизни. Такая жизнь, хоть и приятна, делает нас похожими на трость, ветром колеблемую. Мы становимся духовно вялыми, несобранными; уходят внутренняя сила, цельность. Не потому ли раньше пост предшествовал не только праздникам, но и другим важным делам? Иконописцы постились перед началом новой работы, воины – перед походом или решительным сражением и т.д.
Всегда, кроме того, замечалась прямая связь между постом и силой молитвы. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством (Лк. 21, 34), – говорит Господь. Вроде бы не совсем понятно. Причем здесь сердце? Разве не точнее было бы говорить об отягощении желудка? Ведь именно он несет всю тяжесть последствий пресыщения. Но нет, Господь говорит о сердце, органе, казалось бы, никак напрямую не связанном с пищеварением. Однако и оно, когда мы «едим вволю», тоже отягощается, становится нечувствительным к истине, ленивым к молитве, неспособным к возвышенным стремлениям, общению с горним миром.
Начался, повторим, Рождественский пост. Очень хочется, чтобы все мы воспользовались этим благодатным временем и стали лучше, чище. Чем ответственнее и серьезнее проведем мы время поста, тем радостнее и глубже переживем праздник Рождества Христова.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское Московской области
Зачем нужны посты и праздники? Автор: Протоиерей Борис Балашов К празднику Рождества Христова ведет сорокадневный пост. Празднику предшествуют пять дней предпраздненства. Само Рождество - трехдневный праздник, да еще четыре дня попразднства. И так каждый год. Какой же в этом смысл? Для того, чтобы в подробностях вспомнить событие, произошедшее две тысячи лет назад, хватило бы и дня.
Рождественский пост: как провести его христианину? Автор: Протоиерей Алексий Тюков Пост это не самоистязание. Это желание отказаться ради Христа от того, что нам не запрещено, но без чего мы можем обойтись, чтобы духовное возобладало над телесной нашей природой. При этом необходимо понимать, что ограничения касаются не только пищи, но и развлечений, отказа от своих греховных привычек, а также борьба с ними. Мы пытаемся ограничить себя в развлечениях, так как с ними невозможно собраться, настроиться на молитвенный лад. Мы живем в такое время, когда на нас обрушивается шквал всевозможной суетной, ненужной для нас информации, которая засоряет наш разум, засоряет наши разум и душу, не давая нам возможности сосредоточиться на главном - на своем духовном состоянии. Эта ненужная информация парализует нашу волю, ослабляет ее и не дает возможности погружаться в стремление к чистой, нерассеянной молитве. Поэтому многодневные посты, установленные Церковью, - это особые периоды церковного года, когда Церковь помогает человеку остановиться на путях своей жизни, подумать: правильно ли я живу? Туда ли иду я в своих жизненных устремлениях? Не гонюсь ли я за суетой и за иллюзией в этом мире?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|