В миру мы часто слышим: «гордым надо быть!», в Церкви – «гордым Бог противится»; в миру – «смирение – удел рабов», а в Церкви – «смиренным Бог дает благодать». Какие-то странные противоречия… Или что-то путается в наших восприятиях гордости и смирения, причем, как мне кажется, путается зачастую не только неверующими, но и православными.
Что же такое смирение, по мнению мира и по мнению Церкви? Я, как уже писала, работаю в хосписе. Там знают, что я сестра милосердия, хотя не выпячиваю это и не стараюсь изобразить из себя образец веры и благочестия – просто работаю, пытаюсь послужить больным. Но все равно, в свободные вечерние минуты сотрудники или больные стараются что-то спросить про веру, про отношение Церкви к какому-то вопросу или событию. Если знаю, пытаюсь рассказать, объяснить. И вот однажды мы как раз про смирение и заговорили – как обычно, пошел поток возмущения тем, что в церкви все рабы Божии.
Мне было сказано, что в Церкви все лицемеры: сделают что-то хорошее, их похвалят за доброе дело, а они начинают отнекиваться и доказывать, что это не так – такое вот смирение. И оппоненты были очень удивлены, когда я сказала, что эти люди, по-моему, неправы. На мой взгляд, смиренный – это не тот, кто отрицает, что он сказал или придумал что-то хорошее, правильное или нужное, а тот, кто благодарит Бога за предоставленную возможность совершить это. Ну, действительно, зачем отрицать хирургу, что он сделал хорошую операцию и спас человека? А вот благодарить Бога, что Он направил его руку, дал ему разум для принятия правильного решения, – самое верное. Понимаете, тем, что мы машем руками и говорим: что вы, я ничего не делал, – мы отрицаем дар Создателя, нашу свободную волю. А вот если мы будем благодарить Бога за то, что именно Он помог нам совершить тот или иной хороший поступок, это не родит в нас ложного смирения и подарит хороший навык постоянного благодарения за Божии благодеяния.
Та же проблема со смирением зачастую встает перед теми, кто вынужден в Церкви занимать руководящую должность. Помню, пришла я как-то к своему духовнику с проблемой: сёстры не хотят ходить на послушания – что делать? «По смирению» я, вроде бы, должна не настаивать, а все взять на себя и смиренно тащить. Духовник улыбнулся: ты неправильно понимаешь смирение. Смирение для руководителя – это не требовать от подчиненного выше сил, но и не попускать ему лениться. И делать это надо с чувством ответственности за успех дела и за своих подчиненных. Мне было сказано, что я должна быть для своих сестер матерью, а мудрый родитель прибегает и к телесным наказаниям чада, но всегда «с холодной головой».
То есть настоящее смирение для руководителя – это руководствоваться страхом Божиим в ответственности за души доверенных тебе людей, ведь при начальственном попустительстве можно разболтаться и тем погубить и дело, и свою душу. Поэтому дело начальника – быть спокойным, уверенно-последовательным и требовательным. Видите, какая разница между таким взглядом на послушание и другим часто встречающимся мнением, что смирение – это дозволение каждому и всякому втоптать тебя в грязь.
Если мы не всегда правильно понимаем смирение, то, может, и гордость мы воспринимаем как-то «кособоко»? Гордость, мне кажется, не всякая плоха – к примеру, гордость за свое Отечество, за подвиг предков, даже за то, что Господь дал тебе возможность обрести веру. Лишь бы не перерастала в гордыню и превозношение, когда, как говорит свт. Феофан Затворник, сам дрянь дрянью, а все твердит: «Несмь якоже прочие человецы!»
Страшна и убийственна гордость человека, у которого два мнения: «одно мое, другое – неправильное». Тогда и Сам Господь не указ. К сожалению, видела и таких. Причем эта гордыня может прикрываться маской благочестия и смирения: всё, как вы, батюшка, благословите, всё, как вы скажете. Но только до тех пор, пока «вектор» благословения совпадает с собственным мнением. Когда же он направлен в противоположную сторону, тут уже и поведение другое: тысяча оправданий, нет и следа послушания.
О гордости и смирении много писали святые отцы. Много – именно потому, что тонкость этих понятий крайне важна для нашего спасения. И учиться разбирать эти грани – дело всей нашей жизни. Вот, кстати, почему я всегда советую вопрошающим идти в Церковь.
Мне говорят: «Я живу по совести». А я отвечаю, что наше самооправдание достигло таких высот, что совесть, как глас Божий внутри нас, уже подчас не справляется с ним. И если мы будем «смиренно» наблюдать со стороны, как совесть и самооправдание борются за нашу душу, мы, скорее всего, погибнем.
Вспоминается одна восточная притча. К аксакалу пришел молодой человек и спросил: почему в мире столько несправедливости? На что старик ответил ему, что жизнь подобна битве двух волков: добра и зла. Парень спросил: а кто же победит в этой битве? Мудрец ответил: победит тот волк, которого ты кормишь. Поэтому наша задача – кормить «нужного» волка, а чтобы разобраться, кто есть кто, нам необходимы советы Церкви. Иначе не распознаем, не разберемся и пойдем по более легкому пути.
Н. Гусева, старшая сестра Православного сестричества
при Санкт-Петербургской 15-й городской больнице
Гордость - это хорошо или плохо?
Автор: протоиерей Борис Балашов
Церковь постоянно говорит о греховности человеческой гордыни и гордости. Но разве есть что-то плохое в гордости за свой народ, свою родину, русскую культуру и науку? Чем же плоха такая гордость?
Что такое святость и достижима ли она?
Автор: Протоиерей Алексий Тюков
Святой - кто он? Это не просто и не столько праведный человек, который с точки зрения человеческой этики, нравственности, живет благопристойно, исполняет законы, старается кому-то помочь, старается всегда быть хорошим человеком. Святость - это нечто большее.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|