Автор: протоиерей Борис Балашов
Очень многие люди в наше время живут в страхе. Боятся болезней, смерти, потери близких, нищеты, служебных неприятностей, разорения и т.п. Почему мы так живем? Тут дело не только в трудных материальных условиях, есть духовная причина этого страха.
Мы хотим "прилепиться" к этой земле, как будто собираемся жить на ней вечно. Жить и потреблять земные блага. Нам это нравится. Мы не хотим, а часто даже не можем себе представить, что есть другая жизнь - жизнь духа, вечная, радостная, истинная. Происходит это потому, что мир наш искажен и поражен грехом. И именно поэтому такой земной мир не может быть вечным. Зло не победит добра, не победит света - не победит Бога.
В этом мире идет духовная война, а фронт ее проходит в каждом человеческом сердце. Однако она не будет вестись бесконечно. Наступит время, когда эта война закончится полной победой Божией: не уничтожением того мира, в котором мы живем, а его преображением. Святой апостол Петр так говорит: Придет же день Господень, как тать (вор) ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Земля не уничтожится, но сгорит, как бы переплавится, чтобы быть иной. Об этом говорит апостол: Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 13). Разрушен будет мир греха, точнее, не разрушен, а преобразован в такой мир, в котором будет свет и радость для всех, кто к этой радости приобщился на земле. И не будет до Второго Пришествия Христова разрушения всей жизни человеческой на земле, хотя катастрофы и могут быть. Когда Господь снова придет на землю, чтобы мир судить, Его встретят люди, живущие на земле, и это уже будет началом другого мира, вечного.
В Священном Писании говорится, что, когда придет Господь, мертвые во Христе воскреснут прежде. Те, кто верил во Христа, и жил по вере, и скончался в вере, те восстанут воскрешенными, с новыми, обновленными телами. Дальше продолжает апостол: Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (1 Фес. 4, 17). Те люди, которые будут еще жить на земле ко Дню Второго Пришествия, с приходом Господним изменят свое существование. Как говорит апостол Павел: Не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными (1 Кор. 15, 51-52). Нетленными означает, что начнется жизнь, над которой смерть уже не будет властвовать.
Много было попыток - и сейчас они есть - определить сроки Пришествия Господня, но все они обречены на неудачу, ибо Сам Христос так сказал ученикам: Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7).
Мы живем, и над каждым из нас (точнее, над телом каждого из нас) властвует смерть. Но когда христиане видят смерть праведных людей, то они ощущают, что их смерть святых не есть конец, не есть только разрушение тела физического, не есть могильная тьма, а свет и радость.
Я лично знаю такой пример. Одна неверующая женщина пошла на похороны своей дальней родственницы, которую она уважала и с которой была в хороших отношениях. Вследствие этого ей пришлось посетить храм, так как умершая родственница была верующим человеком. В храме во время отпевания она ясно ощутила, что родственница ее жива. Когда же она вышла из храма, то так и сказала: "А ведь она жива". Неверующая душа сумела в смерти ощутить дыхание Вечной Жизни.
Мне приходилось хоронить близких и дорогих людей, которые жили высокой духовной жизнью. Во время погребения, при всей грусти расставания с ними, я, и не только я, внутренне наполнялся светлой радостью. Хочется привести слова святителя Игнатия (Брянчанинова): "Смерть есть великое таинство, она - рождение человека из временной жизни в вечность".
Другой вопрос - а какую вечность мы себе готовим?
Вот человек учится в школе. В течение 10-11 лет он готовится стать взрослым, занять свое место в жизни. И либо он это время проживет напрасно, либо подготовится к последующей взрослой жизни. Также и в нашей земной жизни. Вспомним слова Спасителя: И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф. 25, 46).
Что же происходит с человеком после смерти? Святитель Иоанн (Максимович), пишет так: "Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает землю. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовными. По выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые близки ей по духу. И если, находясь в теле, она бывает под влиянием некоторых духов, она остается зависимой от них и при выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече. В течение первых двух дней душа наслаждается относительной свободой, может посещать на земле те места, которые ей дороги, а на третий день она помещается в иные сферы".
Святой древней Церкви Макарий Александрийский говорит, что душа в продолжение двух дней может вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где хочет. Поэтому душа, вышедшая из тела, скитается иногда около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба, в котором положено тело. Таким образом проходят два дня, а душа, как птица, ищет себе гнездо. Но если в первые дни душа находится еще в плену у времени и пространства, то на третий день она уходит за пределы видимого мира. Однако здесь ее ждут испытания. Когда душа испытывает себя, встают перед ней все грехи, которые человек совершил в своей жизни. После этого, как говорит предание, душа узнает о своей дальнейшей участи, хотя это решение не окончательное. Окончательное будет вынесено на Страшном Суде, когда решится участь всех живших на земле людей. Но после вынесения частного приговора душа находится или в предвкушении радости, в месте светлом, где наслаждается радостью своего нового бытия, либо оказывается в состоянии, лишенном света, где скорбит и страдает. Но и то и другое состояние является как бы началом того, что устроится после Второго Пришествия, после Второго Суда и воскресения уже всех людей в своих обновленных телах. Та радость, которую имеют сейчас души святых, есть часть той великой радости. Так и скорбь, которую имеют грешники после своей смерти, есть частичное наказание.
Очень хорошо говорит о смысле смерти и жизни православное песнопение, связанное с погребением, в котором возносится как бы от лица скончавшегося христианина такая молитва: "Видя меня, лежащего безгласно, бездыханно, восплачьте о мне, братия, друзья, сродники и знакомые. Еще вчера я веселился с вами, и внезапно нашел на меня страшный час смерти. Подойдите все любящие меня и целуйте меня последним целованием, ибо я больше не буду ходить среди вас и беседовать с вами. Отхожу к Судье, у Которого нет лицеприятия: и брат, и владыка, царь и воин, богатый и убогий, в равном достоинстве, ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю, непрестанно молитесь обо мне Христу Богу, да не буду низведен за грехи мои в место мучения, но водворит меня там, где Свет Жизни".
Молитва за умерших является древней традицией Христовой Церкви. Человек, переходя границу смерти, не перестает быть членом Церкви, если был им в мире земном. Поэтому оставшиеся в живых христиане молятся за него - знакомые его, друзья, родственники и те, кто никогда его не знал. Христиане молятся за всех своих духовных братьев, перешедших в мир вечности. Церковь верит, что эта молитва облегчает состояние человека в том мире, приносит ему радость. Поэтому мы молимся не только о праведниках, но и о всех грешниках.
Самая, конечно, великая и святая молитва - это молитва на Божественной литургии. Поминовение в Таинстве приношения Тела и Крови Христовых за людей дает большую пользу даже после смерти, и молитвами Церкви многие грехи умерших будут прощены в будущей жизни. Поэтому так важно ходатайствовать за наших умерших не только в домашней молитве, но и в церковной, а особенно на литургии.
Одному иеромонаху в конце XIX века явился во сне святитель Феодосий Черниговский и просил на литургии поминать за упокой его родителей - иерея Никиту и Марию.
- Как можешь ты, о святитель великий, просить моих молитв, когда сам стоишь пред Небесным Престолом? - спросил иеромонах.
- Да, это верно, - ответил святитель. - Но приношение на Литургии сильнее моих молитв".
Конечно же, кроме молитвы за умерших очень важно творить за них добрые дела, или, как говорится по-церковному, милостыни. Когда мы говорим о милостыне, мы имеем в виду в первую очередь тайно творимые добрые дела, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Это касается прежде всего бедных людей и всех, у кого есть трудности, всех, кому мы можем помочь. Эта касается и заботы о храмах Божиих.
Надо ли молиться за некрещеных, умерших вне Церкви? В Священном Писании нет прямого ответа на этот вопрос, но существует много свидетельств о том, что молитва за умерших вне Церкви Богом принимается, они получают облегчение и утешение. Но в данном случае мы говорим не о церковной молитве, совершаемой в храме, а о домашней.
Имеется такое свидетельство из жития святого Макария Египетского. Однажды он, идя со своими учениками по египетской пустыне, увидел лежащий на земле череп и спросил его:
- Кто ты?
И услышал ответ:
- Я был жрецом идолопоклонников. Вот и лежу я на этом месте, а ты авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа, когда, умилосердясь над теми, которым уготованы вечные муки, молишься о них, они получают некоторое облегчение.
Еще жрец сказал преподобному, что мучения язычников не самые страшные, так как ниже их в аду находятся христиане, не исполнявшие волю Божию.
О наших усопших христианах мы молимся уединенно дома, поминаем их на каждой литургии в храмах, но есть дни, особо выделенные для поминовения. Это почти все субботы в течение года, а особенно заупокойные родительские субботы - дни, когда мы приходим молиться о всех почивших православных христианах, сродниках, воинах, исповедниках, скончавшихся в неизвестности, то есть обо всех знаемых и незнаемых. Церковь верит, что наша молитва является великой помощью для них, а многих избавляет от мучений.
Есть и другой смысл в этой молитве. Молясь за этих людей (знаемых и незнаемых), мы, сами того не ведая, молимся за многих праведников, чьи святые души предстоят Божию Престолу. И этим доставляем им духовную радость. И конечно, они встретят нас тогда, когда мы перейдем от жизни земной к Жизни Вечной. Часто говорят: "Кто поминает умерших, и того помянут".
Поминовение умерших есть то доброе дело, которое мы можем сделать для наших умерших близких, для всех тех, кому оно действительно нужно и может помочь. Это исполнение нашего христианского долга любви по отношению к перешедшим в мир иной и ожидающим там встречи с нами. И эта встреча когда-нибудь обязательно состоится, отменить ее нельзя - ведь жизнь земная есть только приготовление к Жизни Вечной...
Один человек говорил своему сыну: "Ты должен готовиться к смерти так, как невеста готовится к свадьбе". Это очень точно сказано, потому что мы, христиане, там встретимся с любящим нас Христом. Встретимся навсегда, встретимся с радостью для Него и для нас. А чтобы встреча была такой, надо потрудиться в земной жизни на пользу нашего спасения.
Из книги протоиерея Бориса Балашова
"На камне и на песке"
Фото: Татьяна Балашова
Пути жизни Автор: Протоиерей Борис Балашов Мы, живя в этом мире, многое приобретаем и многое утрачиваем. Теряем наших близких, бабушек, дедушек, родителей, мужей, жен, детей и друзей. Конечно, всегда горем исполняется сердце человека от потери близкого, но у верующего человека выше горя - его любовь. Любовь к тому, с кем здесь, на земле, человек расстался на время, потому что мы встретимся с ним лицом к лицу, когда перешагнем рубеж земного бытия. Перейдя границу земной жизни, человеческая личность продолжает существовать, хотя и неполноценно, потому что душа разлучена с телом и поэтому не может иметь деятельности, направленной на свое духовное совершенствование. Христиане живут для бессмертия и вечности, где не только духовно продолжится существование личности, но при Втором Пришествии Христа воскреснут и тела. Правда, мы обретем их в иной форме и с иными свойствами.
Димитриевская родительская суббота Автор: Наталия Гусева Один из упреков, который мне приходилось слышать: ваша Церковь оторвана от жизни, от истории, она идет с ней параллельным курсом, не интересуясь, не болея и не сопереживая.
Конечно, в ответ можно приводить весьма разумные доводы, что вся история России - это история православного народа, но… Не верят! Узнав же об истории установления празднования Димитриевской родительской субботы, я поняла, что нашла еще один довод для этих дискуссий. Выйди сейчас мы на улицу и спроси у прохожих: когда была Куликовская битва? кто против кого? чем закончилась? - вряд ли получим от большинства вразумительные ответы. И не только потому, что такие все казенно-серые. Просто память человеческая - штука хитрая, и если информация не используется, то, скорее всего, она в мозгу пропадет.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|