Автор: протоиерей Борис Балашов
Какую роль в деле спасения христиан от власти греха и смерти играет совершение добрых дел милосердия к нуждающимся? Достаточно ли для обретения Царства Небесного теоретической веры в бытие Иисуса Христа и Его Евангелие? На основании новозаветного Откровения Божиего мы должны твердо сказать: нет. Но тогда, может быть, дело нашего спасения целиком зависит от того, сколько мы будем совершать дел милосердия, как бы усердно зарабатывая себе право на будущую вечную жизнь? И в этом случае мы также, основываясь на словах и духе Священного Писания Нового Завета, должны сказать: нет!
Сестры милосердия готовят к празднику подарки больным
Обратимся к Священному Писанию Нового Завета.
Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам обсуждает вопрос о благотворительной помощи иерусалимским христианам в середине I века. Иудеи, жившие на Святой земле и принимавшие христианскую веру, постоянно подвергались гонениям со стороны своих неуверовавших во Христа единоплеменников, их имущество конфисковывалось. Поэтому Иерусалимская Церковь и другие христианские общины в Палестине постоянно существовали на грани выживания. Для многочисленных Церквей, возникших в разных частях Римской империи и за ее пределами, было очень важно сохранить бытие Церкви на той земле, где она родилась и где ступали по земле ноги Богочеловека Иисуса Христа.
Апостолы Христовы, общаясь с "апостолом язычников" Павлом, просили его проводить сборы пожертвований для иерусалимских братьев по вере там, где среди языческих народов возникали новые Церкви.
Несмотря на свою бедность, особо отличились в этом святом деле христиане из Македонии в северной части Греции. Уведомляем вас, братия, - обращается апостол Павел к коринфским христианам, - о благодати Божией, данной церквам Македонским… Ибо они доброхотны по силам и сверх сил - я свидетель (2 Кор. 8, 1, 3).
Не отрицая свободы воли человека, апостол учит, что только с Божией помощью можно собирать духовное сокровище - богатство добродетели как качества души. Когда у человека сердце расположено к добру, то благодать Божия, как Божественная сила, освящает и укрепляет христиан в совершении добрых дел.
Коринфяне, хотя и жили богаче, чем многие другие христиане, видимо, прохладно относились к перспективе отдавать часть своих доходов для помощи бедствующим христианам. Обратите внимание: апостол само дело добровольной милостыни, да еще в значительном количестве, называет "благодатью Божией", потому что милосердие - это Божий дар.
Македонские Церкви в Филиппах, Солуни, Верии сами находились в то время в довольно трудном положении. Тем не менее, у них хватило любви понять чужую нужду. Они доброхотно, то есть охотно, по своей доброй воле и по желанию сердца, собрали милостыню для нуждающихся.
Святой апостол Павел обращает внимание на то, что македоняне среди великого испытания скорбями преизобилуют радостью; и глубокая нищета их преизбыточествует в богатстве их радушия (2 Кор. 8, 2).
Зачем христианину нужны добрые дела? Апостол отвечает, что, несмотря на трудности, македоняне исполнены радости и с любовью отзываются на чужую боль. Как это возможно сделать собственными силами? Когда Бог укрепляет Своих детей в христианской жизни и согревает их сердца Своей любовью, жизнь становится уже не прозябанием в трясине, а исполненной радостью и полнотой.
Приняв всем сердцем Христову веру, коринфские христиане в таинстве Святого Крещения приняли великие духовные дарования от Бога и мирное состояние души. А как вы изобилуете всем: верою и словом, и познанием, и всяким усердием, и любовью вашею к нам, - так изобилуйте и сею добродетелью (2 Кор. 8, 7), то есть доброхотным (добровольным и с искренним желанием) творением дел милосердия к нуждающимся. По словам епископа Феофана Затворника, "все эти добродетели теоретического свойства. Но деятельная сторона у них была слабее этой… Между тем христианство преимущественно есть дело… Творить милостыню есть заповедь, или закон, но как и сколько... предоставляется желанию каждого, его способам и благоразумию".
Творец Вселенной ради спасения людей Сам на земле жил в крайней нищете, чтобы из этой нищеты приготовить вечное богатство жизни. Коринфяне должны были не только сделать доброе дело, но и захотеть его совершить, чтобы таким образом выразить свое усердие и старание уподобиться Богу, подражать любви Господа.
Апостол Павел объясняет, что при совершении добрых дел очень важно не только само дело, но и то, с каким внутренним настроем это происходит. Милостыня (т.е. доброе дело или пожертвование) во имя Христово приносит благотворителю духовные ценности - награду на небесах. В этом отношении апостол Павел сравнивает дело милости с посевом: Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет (2 Кор. 9, 6). Плоды дел милости убивает "сдержанность сердца и равнодушие при подаянии", - говорит святитель Феофан Затворник. Доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
Но возникает вопрос: откуда у христиан могут появиться средства для совершения дел милости и благотворительности, если они уже раздали, что могли? На это апостол Павел отвечает, что Сам Бог будет посылать средства для совершения дел милости щедрому человеку, творящему доброе с молитвой во имя Христово: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело (2 Кор. 9, 8). Бог умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу (2 Кор. 9, 10-11). Полученные от Бога земные дары дадут христианам возможность более усердно совершать дела милосердия, а бедных людей побудят к благодарности к Богу, то есть принесут им еще и духовную пользу.
Кроме того, получившие материальную поддержку от христиан молят Бога о своих благотворителях, а те получают от этого духовную пользу: молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию (2 Кор. 9, 14).
От этой-то молитвы доброхоты духовно возрастают, то есть укрепляются в душе и теле силой Христовой. Именно благодать очищает и омывает от грехов души верующих.
Благодарение Богу за неизреченный дар Его (2 Кор. 9, 15). "Даром" апостол Павел называет те многочисленные блага, которые через дела милости получают как принимающие, так и подающие.
Творение добрых дел милосердия, сострадания и милостыни является совершением дел любви, заповеданным нам Господом. Осознанное и добровольное совершение дел любви ради Господа и во имя Его постепенно приводит к тому, что Бог подает таким людям Свой величайший дар совершенной любви, которая становится важнейшей драгоценностью христианина как в земной жизни, так и в вечной. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). В отношении Божьего суда по отношению к нам следует помнить Христовы слова: Блаженны (т. е. счастливы) милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).
Отметим, что в Церкви хорошо известно: совершение дел милосердия и милостыня особенно помогают нашей молитве о близких - как живых, так и усопших. Сознательное, ради любви ко Христу совершение добрых дел делает нашу веру живой и спасительной, и тогда она сможет побеждать все трудности на жизненном пути, ведущем к спасению и вечной жизни.
Протоиерей Борис Балашов
Фото: Наталия Гусева
Иконография милосердия Автор: епископ Балашихинский Николай В числе реалий современной церковной жизни заметное место принадлежит милосердию. В годы гонений на Церковь именно милосердное служение ближнему - наряду с религиозным образованием - вызывало яростные нападки богоборцев. Это не удивительно: если Сам Господь обещает милостивым помилование от вечного осуждения на Суде Божием, - могли ли воинствующие безбожники позволить христианам исполнять заповедь, в которой на деле реализуется любовь к ближнему?
Главное в работе сестры милосердия - христоцентричность служения Автор: Наталья Гусева Служение сестры милосердия - это очень нужная деятельность, но со стороны она может казаться неподъемно тяжелой.
И это может порождать непонимание окружающих. Действительно, зачем человеку нужно выполнять тяжелую грязную работу, не получая, зачастую, благодарности, а лишь одни упреки? Это такая форма самореализации? Поиск хорошего жениха для незамужних девушек? Непониманий и домыслов немало.
Зачем это нужно? Что дает это тяжелое служение самой сестре милосердия? Как при этом не сломаться, не очерстветь душой?
Рассказывает старшая сестра Православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|