Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Главное в работе сестры милосердия - христоцентричность служения
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 24.11.2024, 06:20 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Здоровье душевное и телесное

Главное в работе сестры милосердия - христоцентричность служения

Автор: Наталья Гусева

Служение сестры милосердия - это очень нужная деятельность, но со стороны она может казаться неподъемно тяжелой.

И это может порождать непонимание окружающих. Действительно, зачем человеку нужно выполнять тяжелую грязную работу, не получая, зачастую, благодарности, а лишь одни упреки? Это такая форма самореализации? Поиск хорошего жениха для незамужних девушек? Непониманий и домыслов немало.

Зачем это нужно? Что дает это тяжелое служение самой сестре милосердия? Как при этом не сломаться, не очерстветь душой?

Рассказывает старшая сестра Православного сестричества при Санкт-Петербургской 15-ой городской больнице Наталия Гусева.

- Для начала: все нижеследующее - это мое личное мнение, основанное на личных ошибках, наблюдениях, выводах...

Прежде всего, надо сказать, что само понятие "сестра милосердия" даже сегодня не до конца понятно многим священникам и иерархам Церкви, не говоря уже о мирянах. Когда я читала дневники и записки первой начальницы Крестовоздвиженской общины милосердия сестры Е. М. Бакуниной, я с удивлением увидела, что ее волновали те же проблемы и вопросы, которые встают сейчас перед современными сестрами и священниками, которые окормляют духовно эти общины. И действительно, если во время Крымской войны деятельность сестер была необходима и понятна, то в мирное время их, грубо говоря, не знали "куда приткнуть". И тогда, и сейчас многим непонятен сам статус сестры милосердия. Кто она: монахиня? Нет. Мирянка? Тоже не совсем... Екатерина Михайловна Бакунина по поручению Великой Княгини Елены Павловны - основательницы Крестовоздвиженской общины - ездила даже за границу, изучала опыт служения милосердия в других странах. Потому что она, пройдя лично все ужасы войны, понимала, что община сестер не может быть чисто монашеской общиной и не может быть, в то же время, "клубом по интересам" скучающих светских матрон.

У ковчега с мощами свв. прмцц. Елисаветы и Варвары

У ковчега с мощами свв. прмцц. Елисаветы и Варвары

Духовник Ассоциации общин сестер милосердия Санкт-Петербургской епархии протоиерей Сергий Филимонов в одной из своих работ выделяет три периода сестринского служения, находя для каждого из них свои характерные черты.

Первый период - дореволюционный. В это время в сестры милосердия идут женщины, воспитанные в религиозной среде. Общины могут объединять сестер разных конфессий, но это люди, чья нравственность закладывалась в среде религиозной, основанной на заповедях, на чувстве ответственности перед Богом за неоказание помощи страждущему

Второй период - советское время. Здесь само понятие сестры милосердия постепенно исчезает, заменяясь на понятие "медицинская сестра". Это ни в коем случае не умаляет подвиг медсестер времен Великой Отечественной войны, самоотверженность их в мирное время. Но и к религиозному нравственному воспитанию не имеет практически никакого отношения.

Третий период - современный. Это время, когда в Церковь пришли люди, воспитанные в основном во внерелигиозной среде. Но, осознав и почувствовав на себе призывающую Благодать Божию, люди поняли, что для них мало просто посещать службы, им что-то большее хочется сделать для ближнего. Из личного опыта: на волне той самой призывающей Благодати я, через месяц после своего прихода в храм подошла к батюшке с просьбой благословить меня оставить работу главного бухгалтера и устроиться в храм, пусть даже уборщицей, только бы быть поближе к храму. Отчитал он меня тогда достаточно строго, сказав: "А кто ребенка кормить-одевать станет?"

И вот эти женщины - кто раньше, кто позже - приходят в общины сестер милосердия. Но приходят они, принося с собой тот самый внерелигиозный дух, в котором жили долгое время. И очень много проблем возникает в этих общинах, начиная от поиска сестрой социальной справедливости по отношению к ней и заканчивая предложениями о "переизбрании" духовника общины. То есть, отсутствует само упование на Бога, все время Бог оказывается вне системы построения сестринской общины. Если в первом периоде община сестер и в самом деле сама выбирала себе духовника, то в третьем, современном, эта практика совершенно неприемлема. Потому что сестринское служение - это не санитарная работа и не миссионерство, а слияние и совмещение этих двух направлений, служение Марфы и Марии. И тут нужно учиться смирению, послушанию даже в том случае, если, как тебе кажется, ты предлагаешь лучший вариант, а батюшка "ничего в этом не смыслит". Сестра, прежде всего, должна научиться ходить пред очами Божьими, не выставляя себя и свою значимость. И если до революции женщины были приучены к этому системой воспитания, то в настоящее время постоянно приходится "сдергивать с баррикад" то себя, то сестер.

Поэтому, как указывает протоиерей Сергий Филимонов, главное в работе сестры милосердия - это соблюдать христоцентричность ее служения. Другими словами, она постоянно должна сознавать, что не она пришла помогать больному, что она-то как раз вообще ничего не может, а больной послан Господом для сестры, чтобы она поняла свои немощи, свою греховность, свое падшее состояние. В прошлом году на очередных Елизаветинских чтениях в пос. Лахта при Санкт-Петербургском хосписе №1 выступала психолог из Московского хосписа Фредерика де Граф - духовное чадо митрополита Антония Сурожского. Так вот, она передала нам, сестрам, замечательную фразу Владыки, которой она, по его совету, начинает свое служение: "Господи, дай мне сегодня быть твоими глазами, твоими руками, говорить с умирающим твоими словами". С таким духовным настроем сестра и должна идти на служение. У Владыки, кстати, есть замечательное произведение, которое издается отдельной брошюрой: "Что делать у постели умирающего". Эта брошюра должна стать настольной книгой каждого, кто хотел бы встать на тяжелый, но благодатный путь служения ближнему. Кстати, я бы, может, и не обратила на нее внимания, если бы, снимая кружку с пожертвованиями, не нашла эту книжку, изорванную в мелкие клочья. И я подумала: что же такое написано в ней, если могло вызвать такую ненависть? Целенаправленно купила брошюру и теперь рекомендую ее всем, потому что очень многих ошибок и "духовных синяков" можно избежать, если прочитать советы Владыки Антония.

За мужьями, конечно, сюда не приходят, потому что их тут просто нет. У нас на 34 человека только 4 брата милосердия. Поэтому причина прихода человека в сестричество практически всегда одна - хочется что-то делать. Это причина, правда, бывает продиктована где-то и самолюбованием: "Я не просто молюсь, а еще и вот что делаю!" А может быть, и желанием свернуть горы, повернуть вспять реки людского безразличия: "Вот сейчас встану такая красивая в форме и всех вас обличу!" Или еще какой-либо тайной мыслью, нашептанной врагом рода человеческого. Сама цель прихода зачастую осознается лишь тогда, когда человек уже находится в рядах не помогающих, а сестер и братьев. И вот, когда Божия Благодать через священника начинает направлять тебя в русло христоцентричности служения, тогда-то и начинают лезть все те самые проблемы, о которых я упомянула. И если сестра не идет в этом русле, возможны очень большие проблемы для ее духовного, а иногда даже и физического состояния.

Паломническая поездка с сотрудниками школы-интерната №7

Паломническая поездка с сотрудниками школы-интерната №7

Наше сестричество организовалось давно, поэтому мы, не имея на руках обобщенного опыта служения других сестричеств, тоже наступали на эти грабли. Вот ты идешь к больному, не имея пред собой Бога, а надеясь только на свои силы, и видишь, что все твои труды - всего лишь капля влаги на раскаленный песок, которая не то, что напоить никого не может, а вообще испаряется, не долетев до песка... Что надо сделать в тысячи тысяч раз больше, а сил нет, возможности нет, времени нет... И начинаются "броски на баррикады" с "революционными" лозунгами: "Надо поднимать общественность! Надо всех тут поувольнять!!!" И здесь очень многое зависит от внимательности духовника общины к душам своих подопечных. Очень хочется отдельно выделить этот момент.

Духовник общины сестер милосердия - это больше, чем просто приходской священник. Это отец, родитель, чьи дети находятся постоянно на войне, на духовном фронте. Его дети - братья и сестры милосердия - первыми встречаются с больными, их родственниками, с болью, горем и отчаянием, с их криками, а иногда и с рукоприкладством. Помимо того, что этот священник сам идет к больным по первому их зову, тоже не зная, что его встретит (в нашего батюшку и кружки металлические летели, и рукоприкладством угрожали, а уж о "словесных помоях" просто и не упоминаю в связи с их неисчислимым количеством), он еще и отправляет на эту войну своих детей. И его задача - перед боем вооружить их оружием упования на Бога, молитвой, памятью о хождении пред Его Очами. А после боя - врачевание ран духовных, восстановление сил, затраченных на борьбу против злобы мира сего, и вдохновение на новую "атаку". Понимаете, это не "красивые слова" - каждая сестра, каждый брат рано или поздно напрямую сталкиваются с такими случаями, которые очень явно иллюстрируют: с кем тут приходится вступать в спор.

После этих столкновений понимаешь, что не физическими силами, а лишь духовным трудом можно пытаться что-либо здесь сделать. "Баррикадами" делу не поможешь. На "революционный лозунг" "Всех уволить!!!" батюшка, помнится, сказал сестре: "Ну, если ты считаешь, что за умирающей плохо ухаживают, - возьми на себя подвиг и будь с ней сама до ее конца..." Священник вынужден как селекционер, как заботливый садовник, отсекать от наших душ ненужную поросль, оставляя только те ростки душ, которые могут произвести достойные плоды. Это безмерно тяжело. Поэтому община милосердия - это, прежде всего, духовное руководство, это подвиг священника, это тяжелейший его крест, с которого не сходят, с которого снимают, который несут до конца, как, например, пронес свой крест протоиерей Георгий Артемьев - духовник Сестричества в честь св. прмц. Вел. Кн. Елисаветы при хосписе №1 в пос. Лахта Санкт-Петербургской епархии (сконч. 31.08.2009). И если духовное руководство осуществляется правильно, если присутствует совместная молитва сестер и братьев друг за друга, если духовник постоянно напоминает о принципе христоцентричности служения, то все складывается по воле Божией, то есть хорошо. Хорошо - не в смысле "без проблем", а таким образом, что все проблемы дают нам уроки для духовного возрастания. А проблемы были и будут всегда. Так должно быть. Просто надо уповать на Бога, не просто верить в Него, а верить Ему. И носить немощи друг друга.

На службе в храме при школе-интернате №7

На службе в храме при школе-интернате №7

Вступая в сестричество, ты обретаешь семью, в которую постепенно вливаются все новые и новые члены: священники, прихожане, помогающие, больные... И ты учишься терпеть недостатки других так же, как другие терпят твои. А Господь терпит наши...

В статье использованы фотографии из архива Сестричества

Фото: Сергей Вдовин

У порога. Будни сестры милосердия
В чем застану, в том и сужу… На пороге вечности


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Здоровье душевное и телесное | Добавил: Pravklin (30.10.2009) | Автор: Наталья Гусев
Просмотров: 6325
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz