Автор: Наталья Гусева
Из всех заповедей, которые нам дал Господь, две самых важных: "...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" и "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф 22; 37-39) Памятуя об этом, при общении с больными, особенно с тяжело страждущими, которые скоро предстанут перед Господом, надо руководствоваться, прежде всего, этими словами Спасителя. |
Главный вопрос, волнующий людей: "В чем заключаются цель и смысл жизни?", - зачастую, если не в подавляющем большинстве случаев, встает перед современным человеком во время его болезни, тем более - болезни тяжкой. Именно ответ на этот вопрос способен прояснить смысл того страдания, которое человек терпит в настоящее время. И наоборот, не найдя ответа на этот вопрос, больной не видит смысла в страдании, претерпевая помимо физических еще и нравственные муки. Как говорят некоторые врачи, успех лечения где-то на 40% зависит от усилий врачей. Остальное - это желание жить самого пациента. Нахождение в больнице сводит воедино несколько факторов, позволяющих человеку задуматься о смысле жизни, о душе:
- человек вырван из привычного суетливого ритма жизни, в его укладе дня остается некоторая незаполненность;
- человек, привыкший сам решать свои проблемы, вдруг сталкивается с тем, на что он повлиять не может - с болезнью;
- в его душе нет покоя, он напуган;
- если человек находится в одной палате с тяжелобольными, он, даже если сам не испытывает особых физических мук, является свидетелем страданий, а, возможно, и смерти.
Таким образом, наступление смерти из абстрактного понятия, не относящегося к конкретному человеку, становится близкой реальностью.
***
Служение у постели умирающего во взрослой и детской больницах имеет свои особенности отличия. Во взрослой больнице большее внимание уделяется самому пациенту. Если больной в сознании, то он сам требует у служащей ему сестры ответов на вопросы: "Почему именно я? За что все это мне?"
Великая княгиня Елисавета Феодоровна, ухаживая за болящими и умирающими, указывала, что не следует скрывать от человека тяжесть его положения, чтобы не упустить время, отведенное человеку Господом для принятия достойной христианской кончины: исповеди и Причастия Святых Христовых Таин. В современном служении сестры милосердия в условиях обычной городской больницы такая постановка вопроса, к сожалению, невозможна. Если человек, даже находящийся на пороге смерти, не заводит разговора о Боге, нельзя заводить его первой. Нельзя проводить параллели между бедственным положением больного и, скажем, тем, что он некрещен или иноверец. Также неуместно предлагать ему принятие Святых Таинств Крещения, Причастия, Елеопомазывания как залога облегчения его физических страданий или полного выздоровления. Нельзя забывать: в состоянии тяжелой болезни человек и его близкие "хватаются за соломинку".
В работе нашего Сестричества бывали случаи, когда больной просил Святого Причастия, только чтобы ему не отрезали вторую ногу; когда родственники болящей требовали причастить ее, так как это, по их мнению, должно привести к непременному полному исцелению. В общении с такими людьми надо быть готовыми к непониманию с их стороны в ответ на отказ. Надо уметь молча сострадать и молиться за этого больного и за его родных, прося у Господа облегчения душевных и физических их страданий. В то же время нельзя оставлять человека наедине со своим недугом. Нельзя опуститься до равнодушия к его душе, нельзя начать видеть человека только как объект для работы, забывая, что он, прежде всего, ОБРАЗ БОЖИЙ. Нельзя медлить и ожидать, пока человек, предоставленный сам себе, созреет для серьезного разговора о смысле жизни. Необходимо как можно чаще оказываться рядом с болящим, прилагать все душевные и духовные силы к тому, чтобы увидеть в нем ближнего, чтобы больной открылся, потеплел сердцем и оттаял душой. Как говорил схиархимандрит Зосима (Сокур): "Если после встречи с тобой больному не стало легче - то ты напрасно с ним встречался".
Сестры могут приходить на отделение и для оказания санитарной помощи, и как библиотекари, и как катехизаторы. Естественно, что, приходя на служение в больницу, сестра должна понимать, что время посещения больного не может быть строго ограничено. Может завязаться разговор, из которого нельзя выйти, не доведя его до логического завершения, так как в другой раз больной может не открыться. Взять часть боли человеческой на себя, любить больного, чтобы он чувствовал эту любовь - очень трудная задача. Не обновленное благодатью Святого Духа человеческое сердце не умеет нести чужую боль как свою, стремится отрешиться от нее. Но сестре милосердия необходимо учиться сострадать и сопереживать больному от всего сердца, чтобы ее служение у постели страждущего проходило в духе Христовой любви. Как писал прп. Ефрем Сирин: "Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтобы не быть нам осужденными в недостатке любви и немилосердии". И только после того, как человек начнет доверять сестре, видеть в ней друга - любящего и сострадающего - можно ожидать, что больной будет готов услышать о Христе. Тогда он будет готов понять, что жизнь человеческая не заканчивается земными страданиями, тогда в сердце его поселится надежда, мятущаяся душа успокоится, и, чему мы неоднократно были свидетелями, терпеть физические страдания ему станет легче. В таких случаях уже будет уместно начать подготовку больного к встрече со священником.
Но если, несмотря на всю заботу, больной остался "закрытым", ушел из жизни, не примирившись с Богом, надо воспринять это как его выбор, его свободное самоопределение. Надо с уважением отнестись к этому как к свободе человека, дарованной ему Творцом. И продолжать свое служение, надеясь не на свои силы, а только на помощь Божию и его милосердие к заблудшим.
***
Конкурс для мам для неделю жен-мироносиц в Детской больнице №1. Жюри раздает награды
Сестры и братья милосердия нашего сестричества несут послушание и в Детской городской больнице № 1. Самое тяжелое отделение этой больницы - отделение острых лейкозов. Неся служение на этом отделении, понимаешь, что главная наша задача здесь - это поддержка родителей. Сами дети, по своей чистоте и близости к Богу, переносят свои страдания смиренно, подавая нам всем пример в безмерном уповании на Господа. Гораздо сложнее примириться со случившейся бедой родителям. После услышанного диагноза возникает состояние шока, негодования и непримиримости, что приводит к возмущению и обиде на всех, в том числе и на Бога. Так, к примеру, одна мама 3-летнего мальчика говорила: "Я никому не отдам своего ребенка, даже вашему Богу"… Дети быстрее адаптируются к своему новому положению. У родителей все происходит гораздо сложнее в силу того, что им приходится перестраивать всю свою жизнь:
- 8-10 месяцев они вынуждены находиться в стенах больницы;
- весьма часты случаи, когда отцы, не сумев быть сильными, оставляют своих больных детей вместе с мамами;
- даже против внутреннего своего желания, мамы понимают, что болезнь может не закончиться выздоровлением;
- лечение ребенка требует больших материальных затрат, а в это время у многих родителей по причине болезни ребенка возникают трудности на работе.
Когда велика вероятность того, что ребенок отойдет ко Господу, а в данном отделении это может случиться с каждым и в любой момент, надо, прежде всего, попытаться показать родителям, что Бог есть Любовь. Это можно сделать только личным примером, самоотверженно служа страждущему телом ребенку и страждущим душой родителям. Надо уметь их выслушивать, сносить их раздражение, пусть и необоснованное, понимая для себя, что высказанное негодование хоть немного облегчает их душевные страдания. И надо принимать эти слова в себя, гасить их в себе, и, в то же время, молиться Богу о том, чтобы эти слова не вменились им в грех. По словам митрополита Антония Сурожского "надо уметь "дерзновенно предстоять за больного перед Господом". Надо помнить, что душа любого человека - христианка, и сейчас она мятется, ищет истины и любви, и надо просить Господа, чтобы Он открылся страждущей душе как Любовь и как Истина. Прийти, навестить, посидеть рядом и слушать, слушать, слушать... Самое тяжелое - когда родитель уходит в себя, замыкается в своем горе. Черпая поддержку в непрестанной внутренней молитве, надо осторожно нащупывать темы, которые помогут человеку заговорить. А высказав все, что кипит внутри, он обретет возможность слышать тебя. Человек начнет задавать вопросы, искать поддержку и сочувствие. Не навязываясь, спокойно и мягко, можно рассказать и родителям, и ребенку об Ангеле-Хранителе, о святых - покровителях нашей жизни, почитать Евангелие, покропить палату святой водой, помазать всех присутствующих освященным елеем. Необходимо, чтобы в палате тяжелоболящего были святые иконы. На тумбочке всегда можно оставить нательный крестик, даже если ребенку в данный момент его не одели. В духе кротости и любви надо стараться пресекать разговор, переходящий в ропот на жизненные обстоятельства, как ведущий к унынию.
Сестра милосердия должна научить человека иному взгляду на жизнь, который приведет его к умению благодарить Бога за всякое благодеяние. Хорошо, если в отделении в палатах есть возможность показывать фильмы православного содержания. Также необходимо иметь в отделениях больницы доступную для понимания невоцерковленных людей литературу по Таинствам Церкви, истинам веры. Родители должны иметь возможность побеседовать с батюшкой, не выходя за пределы своего отделения, возможно даже у себя в палате за чашкой чая, в доверительной обстановке. Очень хорошо донести до родителей необходимость молиться не только за себя и свое дитя, но и друг за друга.
Если ребенок отошел ко Господу, нужно находиться рядом с его родителями, если они высказывают такое желание. Ребенок теперь предстоит перед Господом, а им надо жить дальше. Очень часто, если во время болезни ребенка произошло сближение сестер с родителями, последние просят помочь похоронить чадо по-христиански, научить их правильно молиться. Потеря ребенка - это глубокая рана для родителей. Испытывая чувство бесконечной боли, им придется много страдать. Убеждать их в обратном неразумно. Но их необходимо убедить, что надо жить дальше с Богом, молиться и ограждаться молитвой от уныния, потому что уныние отдаляет от Бога, огорчает пребывающего в обителях Небесных ребенка, который желает, чтобы и любящие его мама с папой были рядом со своим Творцом.
***
Смерть - это истинная мера и последнее испытание для всех человеческих дел и добродетелей. Смерть воспитывает и, что важнее всего, отрезвляет и будит от тяжкого греховного сна. Неся служение у постели умирающего, тесно общаясь с его родственниками, сестра милосердия должна помнить, что она рассматривается ими как представитель Православной Церкви, что главная ее задача - осуществлять "проповедь делами". Сестре надо понять, что не она является помощью для больных, а больные - это помощь ей в познании своих немощей душевных и телесных.
Служба свв прмцц Елисавете и Варваре. Чтение Апостола
Поэтому она несет свое служение только с благословения духовника, под его постоянной молитвенной защитой, пользуясь непрестанно его рекомендациями и советами и укрепляясь молитвенной поддержкой остальных сестер.
В статье использованы фотографии из архива Сестричества
Фото: Сергей Вдовин
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|