Автор: протоиерей Игорь Гагарин
Христос Воскресе! Никакие слова не звучат в эти дни так часто, как это пасхальное приветствие. Им мы заменили обычные наши "здравствуйте", "доброе утро" и т. д.
Когда мы говорим: "Христос Воскресе!" - мы желаем человеку воскреснуть вместе с Ним и жить вечно. Сказать другому человеку: "Здравствуй!" - то же самое, что сказать: "Будь здоров и не болей". Сказать человеку: "Христос Воскресе!" - то же самое, что сказать: "Живи вечно и никогда не умирай!"
Говорить-то эти слова будут почти все, а вот степень веры, которую в них вкладывают, может быть очень и очень разной. Кто-то и совсем не верит. И если спросить его: "Что же ты тогда говоришь их?" - он ответит: "Ну как же, обычай такой! Очень красивый обычай". Кто-то другой скажет: "Ну, конечно, верю. Я же православный человек, крещеный. Но верю скорее умом, чем сердцем". Все правильно, все логично - раз ты назвал себя христианином, то уже не можешь отвергать главные истины Церкви Христовой. А догмат Воскресения - важнейший. Но эта вера ничего не меняет в жизни человека. Он знает о Воскресении, но не чувствует его.
Так было и с апостолами. Еще до Своих страданий Господь говорил им, что Он воскреснет. Они слышали это неоднократно, но не могли по-настоящему понять. Евангелие повествует, как не раз Господь предсказывал, что Сыну Человеческому предстоит быть предану в руки грешников, и надругаются над Ним, и убьют Его, и в третий день воскреснет. Слушая это, ученики печалились. А ведь на самом деле, казалось бы, должны были радоваться. Конечно, горько слышать, что Он будет страдать и умрет. Но ведь воскреснет же! Скорбь страдания и смерти была им понятна, потому что с этим они неоднократно в своей жизни встречались, как и любой человек. А вот опыта воскресения в их жизни не было, и поэтому предсказание о нем не могло проникнуть до глубины души. Если бы Господь спросил их тогда: "Вы что, не верите?" - они бы с готовностью ответили: "Конечно, верим! Мы верим каждому Твоему слову!"
Так почему же тогда они были так печальны? Наверное, потому же, почему и мы, христиане, исповедуя веру в воскресение, продолжаем печалиться, тревожиться, обижаться часто по самому ничтожному поводу. Неужели не верим? Нет, верим, но как-то очень поверхностно. Подлинно глубокой наша вера будет лишь тогда, когда воскресение станет нашим личным опытом. По-настоящему человек может принять близко к сердцу только то, что сам пережил, сам прочувствовал.
Мне вспоминаются страницы прекрасной книги святого праведного Иоанна Кронштадтского "Моя жизнь во Христе". Вся эта книга состоит из коротеньких заметок, в которых отец Иоанн делится своими размышлениями, чувствами, наблюдениями по тем или иным вопросам христианской жизни. И вот некоторые из этих заметок он завершает словом "опыт". И читатель знает, что написанное здесь заслуживает особого интереса и доверия. Это больше, чем размышления. Это то, что было пережито самим святым и подтвердилось на его личном опыте. И вот, думается мне, как было бы здорово, если в эти пасхальные дни, встречаясь с братьями и сестрами, мы могли бы говорить: "Христос Воскресе! Опыт!" И слышать в ответ: "Воистину Воскресе! Опыт!"
Но откуда нам с вами взять этот опыт? Я думаю, что сама Церковь указывает нам путь. На самом деле, живя, мы все уже имеем некий опыт смерти. С одной стороны, казалось бы, смерть есть нечто окончательное, и невозможно говорить о какой-то степени смерти. Можно, например, сказать: "Я слегка заболел", или "Я очень сильно заболел". Но кажется абсурдом произнести: "Я слегка умер", или же "Я очень сильно умер". Однако не так уж это и абсурдно. Каждый раз, когда грешим, мы соприкасаемся со смертью в той или иной мере. Сделанный грех рождает смерть, - говорит апостол Иаков (Иак. 1, 15). Согрешив, мы ощущаем уныние, тоску, отвращение к самому себе, внутреннюю пустоту. Все это не что иное, как частичный опыт смерти. В крайних своих проявлениях эта тоска может привести и к полной смерти, как это случилось с Иудой, не выдержавшим той внутренней боли, которую испытывал после предательства, и самовольно оборвавшим свою жизнь.
А опыт воскресения? Каждый раз, когда мы каемся в грехе, когда преодолеваем какой-то соблазн, который чуть было не утащил нас на самое дно греха, мы с вами приобщаемся к опыту воскресения. Грешит человек - и вкушает смерть; кается, побеждает грех - и вкушает воскресение. И эта радость, которую всегда чувствует человек искренне покаявшийся, уже есть предвкушение воскресения и вечной жизни. Именно поэтому Церковь установила перед Пасхой Великий пост - время самоограничения и деятельного покаяния. Мы, конечно, всю жизнь каемся, но именно Великим постом наше покаяние должно иметь сугубый, наиболее интенсивный характер. И насколько наше покаяние было глубоким и искренним, настолько и ощущаем мы опыт воскресения прежде воскресения.
Дай Бог, дорогие братья и сестры, чтобы наша Пасха была наполнена этим переживанием бессмертия! А тем, кто почему-либо не мог поститься, а значит, не вкусил этого опыта победы над грехом и смертью, хочу пожелать, чтобы они не отчаивались и знали, что никогда не поздно вступить в борьбу с грехом, никогда не поздно приступить к очищению. И в какой мере человеку это удастся, в той мере ощутит он, что воистину Воскрес Христос, воистину воскреснет и каждый из нас, чтобы жить вечно. Аминь.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского храма с. Ивановское
Фото: Мария Кунякина
Жизнь имеет смысл потому, что Иисус Христос Воскрес! Автор: Протоиерей Борис Балашов Христос Воскрес! В Его Воскресении разрешаются все вопросы о целях и задачах жизни. Жизнь - уже не "дар напрасный, дар случайный", не "пустая, глупая шутка", а великий дар Творца, данный человеку для того, чтобы он мог достигнуть вечного, высшего блаженства, подлинного счастья.
Радость Воскресения Автор: Протоиерей Борис Балашов Мы говорим не только о той радости, которая согревает нас в храме. Не случайно Пасха празднуется 40 дней до Вознесения. С одной стороны, это соответствует величине, глубине и значению величайшего праздника. С другой - именно 40 дней по Своем Воскресении Христос являлся Своим ученикам на земле уже с обновленным и преображенным Воскресением телом. Пребывание Христа на земле после Воскресения осталось тайной для внешнего мира. Воскресший Господь не приобщил к этой радости тех, кто не был Его учеником, по крайней мере, до тех пор, пока они сами не стали Его последователями. Вершина пасхальной радости сокрыта от постороннего взора потому, что она касается глубины человеческой души.
Чему мы радуемся?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|