Автор: протоиерей Борис Балашов
В течение двух тысячелетий люди старались понять смысл величайшего трагического события - смерти Богочеловека Иисуса Христа на Голгофском Кресте.
Распятие. 1512 г.
Государственный Русский музей
Сын Божий воплотился, то есть соединился в Своей Божественной Личности с человеческой природой и стал подлинным Человеком, не переставая быть Богом. Поэтому мы называем Иисуса Христа Богочеловеком.
Цель воплощения Господа - спасение людей от греха и смерти, которые стали как бы наследственными родовыми болезнями человечества.
Святой апостол Павел говорит о Крестной смерти Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2, 14). Своей жертвенной Кровью Спаситель очищает уверовавших в Него людей от греховного повреждения и примиряет с Собою тех, кто раньше враждовал с Богом и не доверял Ему.
Иисус Христос свидетельствовал Своим апостолам о Крестной смерти: На сей час Я и пришел (Ин. 12, 27). По словам протоиерея Олега Давыденкова, "сей час - означает час принесения Голгофской жертвы. О том, что смерть Господа на Кресте действительно являлась жертвой, говорит апостол Павел: Христос… передал Себя за нас в приношение и жертву Богу (Еф. 5, 2)".
Важнейшим ветхозаветным прообразом Крестной смерти Богочеловека было совершение пасхального жертвоприношения агнца, то есть ягненка, которое впервые было совершено при чудесном исходе евреев из Египта. Величайший и последний пророк Ветхого Завета Иоанн Креститель сравнивает Иисуса Христа с пасхальным агнцем: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1, 29).
Святой апостол Павел говорит: Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками (Рим. 5, 8). Можно сказать, что именно на Кресте во всей полноте явилась людям жертвенная любовь Бога к Своим творениям.
По мысли святого апостола Павла, Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Именно в Крестной смерти Спасителя мы видим предел послушания Богу Отцу, ради которого Сын Божий идет на страшные унижения, отказываясь от Своего Божественного величия и царственного достоинства.
Русский богослов ХХ столетия В.Н. Лосский говорил: "Сын принимает позор, бесчестье, проклятие; Он берет на Себя… объективные состояния… греха, подчиняет Себя нашему состоянию смертности. Отказываясь от Своих царственных преимуществ, Он всё глубже и глубже сокрывает Свою славу в страдании и смерти. Ибо Ему надлежит обнаружить в Своей собственной плоти, насколько человек, которого Он создал по образу совершенной Своей красоты, обезобразил себя грехопадением".
Путь Спасителя к победе над грехом и смертью лежит через полное послушание Отцу и принятие страдания и смерти на Кресте. Такое послушание воле Божией даже до смерти привело к исправлению поврежденной грехопадением человеческой природы в Самом Богочеловеке, ее исцелению и восстановлению. Через благодатную жизнь Православной Христовой Церкви это исцеление искаженной грехом человеческой природы может быть воспринято каждым верующим человеком, разумеется, при условии его подлинно христианской жизни и глубокой внутренней связи со своим Спасителем.
Великий святой IV века Афанасий Александрийский говорил, что человеческое естество в результате грехопадения претерпело изменение, оставило правду и полюбило беззаконие. Поэтому Единородный Сын Божий стал Человеком, чтобы в Себе Самом исправить это, "внушить естеству человеческому любить правду и ненавидеть беззаконние. Это и было причиной вочеловечивания", - писал патриарх Сергий (Страгородский).
Выдающийся богослов ХIХ в. архиепископ Филарет (Гумилевский) так рассуждал о Голгофской жертве: "Что подвигнуло Отца Небесного пожертвовать Сыном Своим для людей, если не любовь к людям грешным? Так, Крест - проповедник любви Божественной, благости непостижимой… Чего надлежало ожидать от Мессии? Спасения людей? Оно совершено. Тайны Царствия Божия возвещены людям; закон любви открыт и уяснен; путь самоотвержения показан в слове и жизни. Божество открыто людям, как никто в мире не мог открывать Его, кроме Сына Божия".
В богослужебном песнопении - стихире утрени Великого Четверга - сказано, что Иисус Христос "пришел страдать за наши грехи, чтобы освободить нас от рабства греху, как Благий и Человеколюбивый" (русский перевод).
На утрене Великой Пятницы в седальне перед чтением шестого страстного Евангелия объясняется смысл Крестной смерти Богочеловека: "Рукописание грехов на Кресте разорвал Ты, Господи, и, причисленный к мертвым, связал тамошнего властителя и всех избавил от оков ада Своим Воскресением" (русский перевод).
Таким образом Крестной смертью Христа совершается победа над грехом, смертью, адом и дьяволом, а всем людям даруется Воскресение и Вечная Жизнь.
Основная задача Православной Церкви - это спасение людей от греха и вечной смерти. Спасение человечества совершено Крестной смертью и Воскресением Иисуса Христа. Святые отцы говорили, что если Бог сотворил нас без нас, то есть без нашего участия, то Он не спасет нас без нас, то есть без наших усилий и труда в деле обретения этого спасения. Об этом личном подвиге каждого христианина говорит Сам Иисус Христос: Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38).
Воскресший Спаситель всех зовет к Себе в Небесное Царство, но без личного служения Богу и людям, то есть без несения своего жизненного креста, туда дороги нет.
О семи речениях Христовых со Креста Автор: Святитель Николай Сербский Как понять: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают"?
Почему Христос сказал: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?"
Страстная седмица Автор: Протоиерей Игорь Гагарин Каждый день Страстной седмицы - воспоминание о чем-то таком, что имеет самое непосредственное отношение к нашей жизни. Особенную напряженность эти воспоминания обретают, начиная со среды.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|