Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сорок дней прошло с тех пор, как мы торжественно праздновали Пришествие в мир Сына Божия. Кто был не просто зрителем празднеств, совершаемых Церковью, тот мог в это время научиться многому; кто не раз уже в течение церковного года следовал за Спасителем своей бодрствующей и чистой мыслью, тот знает, куда ведет путь Христов - на Голгофу, а потом - на Небо! Ныне Иисус в храме, но еще не как Господь храма (ведь Он пришел послужить и отдать Себя на смерть для избавления всех от смерти и греха), а как жертва Богу, как Первенец Матери и, более того, как Первенец всего рода человеческого. То же глубокое смирение в храме, какое мы видели в Вифлееме, но и та же Божественная слава. Как в Вифлееме нашлись люди, которые достойным образом приветствовали Божественного Младенца, так и здесь род человеческий сумел выслать на встречу с Ним двух ангелов во плоти: Симеона и Анну, престарелых летами, но юных духом, всю жизнь свою проведших в служении Господу.
Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Кем был Симеон, Евангелист нам не сообщает, зато строй души его изображен им очень подробно (см. Лк. 2, 25-26). В Симеоне было полное собрание добродетелей: он был человек праведный - вот любовь к ближним, благочестивый - вот любовь к Богу, чающий утешения Израилева - вот вера в обетованного Искупителя! Больших совершенств от члена Церкви Ветхозаветной, дохристианской, нельзя было и требовать. Но в Симеоне было более того - Дух Святый был на нем!
Такому-то человеку - у Бога нет лицеприятия! - было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Для чего обещано? Надлежало, во-первых, чтобы Господь храма, придя в храм, не остался без достойной встречи: к сожалению, руки священников иудейских уже не способны были благословить Благословенного! С другой стороны, для святого старца это было величайшей наградой, предвкушением на земле радостей небесных.
Можно представить себе, дорогие братья и сестры, чем после такого обетования, полученного от Бога, сделалась для Симеона жизнь! Без сомнения, с каждым восходом солнца старец ожидал Востока свыше, с каждым заходом вспоминал о своем западе. Обетование было как бы намеренно неопределенным. Обещано, что увидит Спасителя мира, но как, когда и где? - этого не сказано, чтобы вера и упование с каждым днем находили для себя новую пищу.
И вот в один обычный, ничем не примечательный день Дух побуждает Симеона идти в храм: дело привычное, но странно то, что он ощутил в себе зов Божий! Можно было уже предчувствовать, что в храме есть теперь Некто более храма. Приходит и видит самое обыкновенное - Матерь с Младенцем, но кто этот Младенец? - Мессия, обещанный Спаситель, Христос Господень! Глубокая простота и бедность окружают Его, но для Симеона Он от этого еще святее и драгоценнее. Окрыленный восторгом, старец принимает Младенца в свои объятия, смотрит на Него - и не смеет смотреть, благословляет - и просит благословения, молится о Нем - и Его молит о себе. Наконец, от полноты сердца отверзаются его уста и он говорит: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29-32). То есть как бы говорит святой старец: "Мне нечего теперь делать на земле, ибо я видел самое Спасение!"
Промыслу Божию угодно было при этом ввести в действие и показать всему миру еще одно лицо, которое может служить примером для женщины, как Симеон - пример для мужчин. Это Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37). Смерть похитила у нее супруга на седьмом году брака. Но Анна умела найти Нового, Вечного Жениха для своего сердца, посвятить себя навсегда Богу. С тех пор жизнь ее сделалась непрерывным служением Господу. Она не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И такою святою жизнью было прожито шестьдесят с лишним лет! Нетрудно понять после этого, как духовно высоко стояла святая женщина! С такой высоты нельзя было не увидеть Солнца Правды - и святая старица увидела Его. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38). "Подойдя" - то есть как бы случайно, ненарочно, а между тем это случайное и ненамеренное событие возвещено всему миру и, без сомнения, предопределено Промыслом со всею точностью.
Каждому из нас, рано или поздно, придется самому идти на встречу с Господом. И если мы увидим себя окруженными мрачными и злыми демонами, если наша совесть, не дожидаясь Судии Праведного, начнет обвинять нас за наши прежние грехи, а еще более - за нашу нераскаянность в них, то, к сожалению, долгожданный час встречи с Господом будет для нас не в покой и радость, а в стыд и сокрушение. Мы явимся как преступники, которые хоть и приведены в небесные чертоги, тем не менее смущаются и трепещут от самой близости Небесного Царя. С чем явиться грешнику пред лице своего будущего Судии? Что сказать в оправдание своих злых дел и своей нераскаянности? Сказать, что мы не знали путей истины и правды? Но кроме совести нам дано Евангелие и Крест Христов. Сказать, что наши страсти и соблазны мира были сильны, а мы слабы? Но при нас были вседействующие Таинства Церкви и всемогущая благодать Святого Духа. Сказать, что у нас не было средств к исправлению наших грехов, к восстановлению потерянного образа Божия? Но у нас всегда была возможность сердечного покаяния в исповеди и приобщения Тела и Крови Христовых, перед которыми не может устоять никакой грех и никакое беззаконие, если только мы достойно приступали к этим Таинствам. Нет ответа, нет извинения! Нет больше и надежды, потому что время долготерпения и милосердия кончилось: наступило время суда и воздаяния!
Теперь, дорогие братья и сестры, в продолжение земной жизни, надо приготовлять себя к тому, что будет с нами по смерти. Какими мы ляжем в гроб, такими предстанем и в наше личное сретение Господа.
Пусть эта мысль сопровождает нас на всех путях нашей жизни! Будем помнить, что и нас всех, подобно Симеону и Анне, ожидает встреча с Господом, что за этой встречей последуют или вечное соединение с Ним и вечное блаженство, или вечное удаление от Господа и вечная мука.
Празднуя Сретение Господа нашего Иисуса Христа, подумаем, что было бы с нами, если бы наше сретение с Богом произошло сегодня или завтра.
Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне или на песке?".
"Христианская жизнь", Клин, 2009
Встреча
Сретение Господне Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|