Автор: Протоиерей Борис Балашов
Сретение Господне
В сороковой день по рождении Иисуса Христа, как это было принято у иудеев, Его Пречистая Мать, Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца в храм, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных (Лк. 2, 23-24). Дева Мария первый раз входит в храм после рождения Младенца, и все происходит так, как и было положено по Закону Моисееву.
В этот день в храме были тысячи людей. Но только двое из них увидели в этом Младенце Богочеловека. Эти два человека - старец Симеон и пророчица Анна - мало кому известные небогатые люди, которые много лет жили благочестиво и усердно исполняли Божию волю. Не считая их двоих, никто больше не заметил этого события, ведь множество матерей приходили ежедневно в храм с детьми. Но для человечества это было событие мирового значения, потому что в виде беспомощного грудного младенца в храм пришел Тот, Кому посвящен этот храм. Он, Бог, ставший Человеком, как человек посвящался Богу и начинал жить в этом мире для спасения людей, чтобы привести их вместе с Собою в Божие Царство. Начало такого служения Божиего Сына мы и видим в этом событии.
Симеон, согласно Евангелию, был муж праведный и благочестивый, он ожидал утешения Израилю. Но что значит "чающий (то есть ожидающий) утешения Израилева"? Какого утешения ожидал израильский народ и Ветхозаветная Церковь?
Бог создал Ветхозаветную Церковь и израильский народ, даровав им Свой Закон и назвав их Своим народом. И эти люди должны были исполнять Божий Закон и жить в соответствии с ним.
Человек в том состоянии, в котором он сейчас находится, не таков, как был замыслен и создан Богом. Человек согрешил и этим расщепил и изуродовал свою природу как телесно, так и духовно. Человеку очень трудно быть верным Богу, верным самому высокому в себе, своему жизненному призванию и поэтому трудно исполнять Божии заповеди. Хотя десять заповедей не требуют от человека чего-то сверхъестественного, они только показывают норму жизни для ветхозаветного человека. Люди понимали, что если они хранят верность Богу, то они Ему близки и дороги, и Господь проявляет к ним Свою любовь и бережет их в жизни. Но, тем не менее, у всех - и у праведников, и у грешников - были болезни, несчастья и беды. И в конце концов - смерть, которая уравнивала всех: грешников и праведных, богатых и нищих.
И все-таки для чего-то же нужно было усердно стараться исполнять заповеди Божии? Бог объяснил, что это необходимо, а дальше - молчание. Почему?
Люди всегда искали ответ на вопрос о том, для чего живет человек, если в итоге жизни - смерть. Большинство народов делало пессимистичный вывод о завершении жизненного пути человека, как о вечной скорби, вечном мраке, унынии и забвении. Царство Аида представлялось более чем печальным. Так для чего же живет человек? И вот, в Ветхом Завете мы видим, что Бог говорит людям о том, как надо жить, но не сообщает о том, что будет итогом человеческой жизни. Бог ведет людей по пути, который они не понимают, но, веря что Он ведет их правильно, идут за Ним. Тут можно вспомнить праотца всех праведных людей и еврейского народа - Авраама, который исполнил повеление Божие, покинул свою родину, оставив своих близких и друзей, и пошел неизвестно куда, потому что его звал Господь. Бог ему, уже пожилому и бездетному человеку, обещал сына и великое потомство, и Авраам поверил Богу.
Ветхозаветный человек старался исполнять волю Божию. Но разве Бог обещал ему попасть в Царство Небесное после смерти? Нет. Бог не говорит об этом. Бог не говорит также, что после смерти человек попадет в ад, где будет вечно страдать и мучиться. Он призывает жить по Его воле, но молчит об итоге человеческой жизни. Почему? Почему Бог не говорит людям: "Исполняйте Мои заповеди и войдете в Небесное Царство, где вас ждет и радость, и светлая жизнь"? Потому что человек в результате грехопадения потерял райское состояние и не способен войти в Небесное Царство, поэтому оно и закрыто для него до Христова Воскресения. Если бы человек, которому обещали Царство Божие, умирая, понял, что сходит в ад, он пришел бы в отчаяние, впал бы в хулу на Бога, считая, что Бог его обманул!
Но Бог не может обмануть, потому что Он есть Истина. Если сказать человеку, что ад непобедим, что он сойдет туда и вечно будет там страдать, то для чего тогда человеку и жить? Для чего идти на подвиг, на всевозможные ограничения своих желаний, своих стремлений? Будем есть и пить, и веселиться, ибо завтра умрем (Ис. 22, 13; 1 Кор. 15, 32). Тогда надо схватить здесь, на земле, все, что можно успеть схватить…
Господь не говорит, что людей, которые будут стараться исполнять волю Божию, ждет вечная скорбь, так как это неправда, ад будет побежден. Но побежден будет не в ветхозаветное время, а тогда, когда придет Спаситель, обещанный Богом, Тот, Кто по словам Библии, сотрет главу змия, победит диавола, Тот, на Которого надеется Божий народ и Которого они называют Утешителем. И Этого Утешителя ждали все лучшие дети Израиля, все верные Богу чада.
Одним из таких лучших и праведных ветхозаветных людей был старец Симеон, который ожидал утешения Израиля. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26), то есть Спасителя, Который будет иметь полноту даров Божиих и придёт для того, чтобы утешить людей, то есть принесет радость не только одному израильскому народу, но и всему миру.
И это свершилось! Теперь Симеон мог умереть с радостью. Сама смерть ему уже не страшна. Он видел ее Победителя. Взяв Младенца на руки, он произнес: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2, 29-31). Эти слова звучат парадоксально. Симеон благодарит Бога за то, что Он отпускает его из этой жизни. Как и было обещано Богом, он уже сейчас держит на руках Победителя своей смерти. Поэтому умирает спокойно и с радостью. Он сходит в преисподнюю с миром в душе и приносит туда весть, что скоро придет Победитель смерти. Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов. Бог дает Симеону Духом Святым понять то, что Младенец сей - не только Спаситель израильского народа, но и всех народов. Через Симеона удивительно сияет любовь Божия ко всем, кто Бога истинного еще не знает. Он не осуждает их, а радуется, что пришло и их спасение. Этот Младенец несет каждому человеку Свет.
Симеон говорит Матери Божией о Ее Сыне: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле (Лк. 2, 34). На падение тех, кто не примет Его. Они, фактически, отпадут от Бога, а те, кто примет Его, духовно восстанут. Но Богородице предсказывается и смерть Ее Сына: И Тебе Самой оружие пройдет душу (Лк. 2, 35). Что и сбылось, когда Мария стояла у Креста, где был распят и умирал Ее Единственный Сын, ради Которого Она жила и Которому дала человеческую плоть. Да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 35). И сейчас в молитве множество людей открывают свои сердца Божией Матери.
В каждом христианском храме и доме есть икона Богородицы. И это не только внешнее выражение Ее почитания. Ее близость к Богу, заступничество перед Ним помогают нам идти правильным путем. Вот уже более 2000 лет люди открывают Ей помышления своих сердец.
Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36-37). Женщина, которая прожила с мужем небольшое количество времени и потом овдовела, посвятив всю оставшуюся жизнь Богу. И она в то время подошедши славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38). Она тоже Духом Божиим узнала, кто есть сей Младенец, и была приведена Богом в храм. Анна возвещала эту весть не всем подряд, а только тем людям, которых она знала как преданных Господу и ожидающих Спасителя.
Иосиф и Мария, совершив в храме все по закону Господню, вскоре оставили Иерусалим. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|