Автор: Протоиерей Борис Балашов
Человек сотворен Богом по образу Божию, а замыслен быть еще и подобным Ему. Пребывая в райском состоянии, человек не смог устоять в любви и доверии к Богу - своей волей он разорвал то единение с Ним, в котором жил. Мир стал другим, как другим стал и сам человек: совершилась трагедия грехопадения. Человек дурно воспользовался свободой воли, данной ему Богом, но Бог остался верен Своему плану о предназначении человека.
После грехопадения утешением для падшего человека, изгнанного из рая, звучит Первоевангелие - радостная весть о будущей победе, которую обретет человек: Семя Жены сотрет главу змия (см. Быт. 3, 15, ц.-сл.). И когда приблизилось наконец время свершения этого обетования, Господь готовит эту Чистейшую Деву, Которой от века предназначена высокая доля, спасительная для сынов Адама, - дать Богу человеческую природу.
Промысел Божий на земле свершился через праведных Иоакима и Анну. Стоит обратить внимание на эту чету. Бог сотворил человека таким образом, что двое - муж и жена - составляют единый духовно-телесный организм. Вспомним, что говорит первый человек Адам своей жене Еве, увидев ее: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей (Быт. 2, 23). Бог предназначил человеку такое единство мужчины и женщины. Это соединение двух личностей в одну душу, в одну жизнь, в одну любовь. Это не внешнее, только телесное соединение. Соединение только телесное есть грех - искажение созданной Богом человеческой природы. Иоаким и Анна более пятидесяти лет прожили в супружеской любви и согласии, и любовь эта была подлинно великой, на пределе возможностей человеческой природы. Настоящая любовь не эгоистична - она всегда троична. Если супруги любят только друг друга, то они как бы замыкаются друг на друге, ища только удовольствия, и тем самым отделяются от мира. Но когда их любовь раскрывается вовне - по отношению к детям, к другим людям, ко всем нуждающимся, а главное - по отношению к Богу, то их любовь поднимается на новую высоту - она становится бескорыстной и богоподобной.
Из Священного Предания известно, что Иоаким и Анна были людьми достаточно обеспеченными, даже богатыми. Но жили они скромно и благочестиво, не позволяли себе роскошествовать, а доходам своим находили достойное применение: одну треть доходов они жертвовали на Божий храм, одну треть - нуждающимся и только одну треть - оставляли себе и своим близким. Имущество Иоаким и Анна считали не своим, а Божиим, себя же считали только распорядителями ценностей, которые доверил им Бог. Это говорит и о преданности воле Божией, и об их удивительной любви к Богу и людям. Иоаким и Анна были счастливыми супругами. Счастливы были и те, кто жил рядом с ними, согреваясь их любовью. И в этом супружеском благополучии был всего лишь один недостаток, но такой, который сводил на нет все, что они имели. Они мечтали принести Богу самое дорогое, что могли иметь на земле, - свое дитя, но детей-то у них и не было. Очень скорбели об этом супруги, тем более что бездетность в еврейском народе считалась позором, наказанием за грехи. Долго они молили Бога, чтобы Господь дал им дитя - не для собственного утешения, а для того, чтобы эту новую жизнь, которую они мечтали произвести на свет, посвятить Богу и принести Ему в дар душу чистую, святую, драгоценную.
Воспитание детей начинается не тогда, когда они родились, а с момента зачатия жизни в утробе материнской. Души ребенка и матери тесно связаны. Благочестие матери, ее добродетели, ее молитвы, чтение Слова Божия, исполнение воли Божией - все, что совершает мать, она совершает вместе с ребенком, которого носит под сердцем. И ребенок в утробе уже учится добродетели, любви, молитве, общению с Богом. Все это глубоко запечатлевается в душе нового человека.
Именно так происходило с Девой Марией. Она училась благочестию от родителей еще до Своего рождения, а уж когда Она появилась на свет, это качество расцвело под влиянием той атмосферы всецелой преданности воле Божией, которая господствовала в их семье. Господь помог Иакиму и Анне произвести на свет Божий сей дивный цветок жизни - вершину человеческой святости. И Эта Дева сумела возвыситься Своей добродетельной жизнью, Своей верой и любовью до такого состояния, чтобы ответить на слова Архангела-благовестника о рождении от Нее Сына Божия: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1, 38).
Все, к чему прикасается Господь Своей благодатью, оживает, как природа весной. Так и неплодная утроба Анны и престарелое тело Иоакима наполнились новой силой. Так оживают и наши души, омертвелые от греха.
Рождество Богородицы - праздник светлый и радостный, праздник жизни, согретый благодатью Божией. Это праздник супружеской любви, согревающей вокруг себя весь мир, праздник деторождения, праздник воспитания детей, праздник приношения Богу детских душ, взращенных материнской любовью. Прекрасный праздник начинает новый церковно-богослужебный год.
В новом церковно-богослужебном году мы снова молитвенно пройдем всю духовную историю мира от сотворения его до обновления Воскресением Христовым, благодатью Духа Святого, чтобы этим Светом Христовым обновлялась и наша внутренняя жизнь, чтобы с помощью Божией мы разрешали наши самые трудные проблемы. Когда мы стремимся быть с Богом, Он всегда спешит к нам навстречу!
Иконы Божией Матери
Об иконоборчестве Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|