Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Не щадя живота своего. Памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Пятница, 22.11.2024, 02:21 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковные праздники

Не щадя живота своего. Памяти святых благоверных князей Бориса и Глеба

Автор: Протоиерей Борис Балашов

В истории русской святости особое место занимают святые благоверные князья.

В житиях имеется более сорока жизнеописаний русских святых князей. Первыми на Руси были прославлены именно князья: святой великий князь Владимир и его дети - святые страстотерпцы князья Борис и Глеб.

Святые князья Владимир, Борис и Глеб

Святые князья Владимир, Борис и Глеб

Относительно причисления князей к лику святых существуют разные мнения. Одни считают, что причисление князей к лику святых - это политический акт. Другие считают, что, прославив их как святых, люди увековечили память тех, кто самоотверженно трудился, не щадя сил, здоровья, а порой и самой жизни для своего Отечества, тех, кто творил добро.

Эти аргументы о причислении к святым подходят католикам. Там важнейшими признаками святости являются добрые дела, которые человек сделал в своей жизни. Добрые дела достойны светлой памяти. Но они никак не могут быть критерием святости для православного человека. Ведь даже самые хорошие дела могут совершаться из разных побуждений.

Приведу пример из жизни одного врача. Хороший специалист, добросовестный доктор. Когда бы к нему не обратились, он всегда шел на вызов и старался сделать все, что мог. Разве это не хорошо? Очень хорошо! Он достоин награды и уважения за свой нелегкий труд. В этом нет сомнений. Но святость - это свидетельство Церкви Христовой о том, что святой является добрым примером своей жизни для христиан и о том, что этот человек сумел построить в своей душе светлый и любвеобильный внутренний мир - в его душе жил Бог Своей благодатью и любовью. Святость свидетельствует не столько о том, что сделал человек, сколько о том, почему он это сделал, то есть о том, что в душе человека побеждались зло и грех и царствовала любовь к Богу и к людям. Святой является для всех духовным примером; прожив с Богом на земле, он теперь живет в Царстве Небесном в близости к Богу и может быть за людей ходатаем.

Снова обратимся к примеру упомянутого выше врача. Спору нет, хорошо было больным от его добросовестного труда, что, повторим, вызывает всяческое уважение. Но православных христиан интересует и другое: почему человек совершает свои добрые дела? А данный доктор был высочайшего мнения о себе, считал себя самым хорошим человеком и лучшим врачом и всегда стремился своими действиями доказывать эту истину другим и, в не меньшей степени, самому себе. Он искал славы у людей. А такое устроение души человека Церковь никак не может назвать образцом жизни для других и не усматривает победы подлинной любви над грехом в сердце такого человека. Он, пройдя земной путь, не станет по качествам своей души похожим на Бога и не обретет благодатного мира и вечной радости своей бессмертной личности.

Люди, не приблизившиеся в земной жизни к идеалу христианской любви и чистоты, после своей смерти остро нуждаются в духовной помощи Церкви и близких. Эта помощь и поддержка их душам подается в церковной и домашней молитве и в совершении добрых дел любви и милости в память усопших (отсюда и наше слово "милостыня", которое, к сожалению, во многом утратило свое значение).

Если человека, не достигшего состояния святости в итоге земной жизни, прославляют как святого, что это значит для него самого? О нем, о его упокоении перестали молиться, а начали уже молиться ему самому. То есть он становится несчастнейшим из всех умерших, потому что он и от Бога далеко, и люди перестали ему помогать. А ему плохо, и сам себе помочь он не может. Поэтому прославление в лике святых человека, не достигшего святости, является страшнейшим наказанием и личной катастрофой, лишающей надежды на избавление от страданий.

Православная Русь полюбила страдающего за людей и распятого Христа, полюбила и Его Крест, который ведет к победе и Воскресению. Поэтому и сама христианская жизнь воспринималась как служение Богу и людям ради любви Божией и бессмертной жизни Царства Небесного. Всякий труд на Руси начинался молитвой и посвящался Богу. Одним из таких служений было служение княжеское, в котором соединялись власть гражданская, судебная, воинская и забота о духовно-нравственной жизни народа. Начиная со святого Владимира, множество князей на Земле Русской ставили своей целью служить своему народу не за страх, а за совесть, хотя, конечно, не по отношению ко всем князьям это можно сказать.

Всегда в нашем Отечестве были грешные люди, никогда не было такого, чтобы все поголовно были искренними христианами. Но почти тысячу лет Русская Земля жила верой во Христа и для того, чтобы люди жили для вечности и бессмертия.

Вера вела по жизни, давала ей самой смысл и делала земные труды христианина служением Богу.

На Руси всегда вера была не только частным делом каждого, но и общим делом абсолютного большинства народа. Служение обществу и государству всегда считалось делом святым. Большинство князей Древней Руси относились к своему служению как к Божиему поручению. Далеко не все они были безгрешны, но знали, для чего жили и что своим трудом ради людей православных Богу служили. И всегда находились такие, которые были светочами для других. У всех князей, которых мы называем святыми, была трудная жизнь, которую можно назвать подвигом веры и любви к Отечеству. Святой великий князь Владимир своим духовным чутьем и глубоким умом, приняв веру Православную, на тысячелетие определил путь Земли Русской. Его дети - святые князья Борис и Глеб - сочли лучшим принять насильственную смерть от предателей, чем вести братоубийственные войны. Святой князь Андрей Боголюбский содействовал объединению русских земель вокруг Владимиро-Суздальского княжества, перенеся величайшую святыню Руси - икону Божией Матери - из Киевской земли во Владимир. Оттого она и название свое получила - Владимирская. Святой князь Александр Невский не столько мечом, сколько уговорами и обращением завоевателей-татар в Христову веру водворял мир на Русской Земле.

Их много - святых князей русских. Они все силы отдавали соединению русских людей на основе веры Православной в единое великое государство.

Как важно в наше трудное время просить у заступников за наше Отечество святых молитв о страждущей Земле Русской!

У святых князей следует учиться достигать бессмертия в Царстве Света Невечернего путем служения своему народу, заботясь о его духовном и материальном благополучии, как о благополучии своей семьи. Люди могут забыть, но Бог никогда не забудет тех, кто не щадил жизни своей за Землю Русскую Православную.


Первая христианская княгиня на Руси


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (06.08.2009) | Автор: Протоиерей Борис Балашов
Просмотров: 2373
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz