Автор: Протоиерей Борис Балашов
Две тысячи лет назад Бог стал Человеком. Сын Божий, сотворивший весь мир из ничего, родился по плоти от Девы Марии, приняв от Нее человеческую природу: и душу, и тело, соединив их в Своей Божественной Личности со Своим Божеством.
Богочеловек Иисус Христос открыл людям тайну Бога и Божественной Любви, явил Свою силу в исцелении душ и тел страждущих людей. Он воскрешал умерших и победил смерть и ад Своим собственным Воскресением. После Своего Воскресения Он в течение 40 дней оставался в мире земном и общался с любимыми учениками, а на сороковой день в присутствии многих свидетелей вознесся со Своим обновленным воскресением телом в мир Божественной славы. По словам церковных песнопений праздника Вознесения Господня, "Христос взошел туда, где был Он прежде" (стихира на "Господи воззвах" в русском переводе).
Вознесение Господне
Как Бог, Спаситель никогда не покидал Неба, даже когда жил на земле или сходил в ад. А человеческую природу, принятую от людей, Господь вознес к Престолу Бога Отца в Царстве Небесном. Он - "совоскресивый яко Бог Адамов зрак" (седален по полиелее), то есть Он воскресил в Своей Богочеловеческой Личности первозданный образ Адама - первого человека, - восстановил падшего человека. Человеческая природа снова воссияла своей первоначальной красотой и величием. Но не только это сделал Иисус Христос. Евангелист Марк в своем Евангельском повествовании сообщает, что Господь… вознесся на небо и воссел одесную Бога (Мк. 16, 19). В праздничном богослужении разъясняется, что на Престоле Бога Отца рядом с Ним воссело Человечество Христово, то есть человеческая природа Спасителя получила такую же честь и славу, как Его Божественная природа.
Сын Божий принял на земле человеческую природу, отягощенную грехопадением, воскресил ее и вознес на небо, чтобы прославить ее и освятить Божественным величием и славою (см. тропарь 3-й песни праздничного канона в русском переводе). Наше естество, отпадшее в древности от Бога, то есть искаженное грехопадением, возводится на небесную высоту превыше Ангельской природы и "на Престоле посаждено бысть Божественном", что превосходит всякое человеческое разумение (тропарь 3-й песни праздничного канона).
Человеческую падшую природу, изуродованную смертью, тлением и грехом, Иисус Христос "восставил" Своим Воскресением, на небо "вознес и с Собою нас прославил" (см. тропарь 3-й песни праздничного канона в русском переводе). Именно в святости и бессмертии раскрывается подлинное и вечное величие человека. И это не про каких-то других людей сказано, это относится и к нам, к этому всех нас зовет Господь.
Теперь смерть и порок не являются абсолютными господами на земле. Они побеждены Воскресшим Спасителем и будут уничтожены.
Прославляя человеческую природу и телесно покинув землю, Спаситель не оставляет сиротами Своих любимых учеников, Он "Утешителя нам от Отца" послал (тропарь 4-й песни канона). Дух Святой - истинный Утешитель человечества, Третье Лицо Святой Троицы, - ведет людей на земле к Спасителю, преображает Своей благодатью человеческие души и соединяет нас с Богом.
Возносясь на небо, Иисус Христос поднял руки Свои, благословил Своих учеников (см. Лк. 24, 51), "оставив мир сущим на земле" (седален по 3-й песне канона). Господь дает нам Свой мир не как отсутствие вражды или войны, а как особое радостное и мирное состояние человеческой души уже в земной жизни. Такое состояние блаженства или вечного счастья достижимо только в тесном общении с Богом в Его семье - Православной Церкви Христовой. Человека, изуродованного грехом и его последствиями, Иисус Христос спасает, возвышает до небесной высоты и соединяет с Богом. "Превечный и безначальный Бог воспринял человеческую природу, обоготворил ее" (седален по кафизме на утрене в русском переводе). С изумлением Ангелы "увидели Твою обожившуюся плоть, Христе" (тропарь 9-й песни канона в русском переводе). Этого состояния жаждет каждая человеческая душа. Именно действие Духа Святого - Божественной Личности - несет Мир Небесный миру земному.
Вознесение - удивительно светлый и радостный праздник. С одной стороны - это телесное расставание с Воскресшим Иисусом Христом. А с другой стороны - это ожидание великой радости новой встречи со Спасителем, готовящим нам величайшую честь, радость и славу, к которым мы предназначены с момента сотворения первого человека.
Через десять дней после Вознесения произойдет Сошествие Святого Духа и рождение Святой Православной Церкви, ведущей нас к духовной победе и бессмертию. Итогом же человеческой истории станет Второе Пришествие Иисуса Христа, воскресение всех умерших и начало обновленного светлого мира, в котором будет безраздельно царить Божия Любовь.
Дана Мне всякая власть на небе и на земле Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|