Автор: протоиерей Борис Балашов
Христос Воскрес! Смерть побеждена! Но Иисус Назарянин не возвращается в Назарет. Утром по Воскресении Христовом жены-мироносицы слышат ангельскую весть: …скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф. 28, 7). Апостолы, хоть и не сразу, но исполнили это повеление. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились (Мф. 28, 16-17).
Эти сомнения учеников, о которых так часто сообщается в Евангелии, являются важными доказательствами того, что апостолы не были экзальтированными людьми и не уходили в мечтания.
И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 18-20). Близкие по смыслу слова Воскресшего Спасителя приводит и евангелист Марк: …идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 15-16).
Из этих слов Господа следует, что задача апостолов и их преемников состоит в том, чтобы помочь людям установить с Богом новые, близкие и доверительные отношения - отношения духовного сыновства. Христианская вера дает не просто знание о некоторых духовных истинах, а реальную силу, дающую возможность одерживать победу над врагами человеческого спасения и искусителями: Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк. 16, 17-18). Таким образом, Господь оставляет Своим ученикам не только Свое Евангельское учение, но и Свою Божественную силу, с помощью которой можно реально побеждать зло и темные силы.
В продолжение сорока дней после Воскресения Богочеловек являлся Своим ученикам, открывая им тайны жизни и устроения Святой Христовой Церкви - Царства Божия на земле.
На сороковой день после Воскресения Иисус Христос вывел Своих учеников из Иерусалима и, дойдя до селения Вифания, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо (Лк. 24, 50-51). Святой евангелист Марк дополняет: И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк. 16, 19-20).
Господь… вознесся на небо - какая же природа Богочеловека вознеслась в небесный мир и воссела одесную Бога? Божественная? Но ведь Бог не ограничен в пространстве и Сын Божий Своим Божеством не покидал Небесного мира, продолжая управлять всеми Своими созданиями. Возносится обоженная Воскресением плоть Христова. Его человеческая природа взошла на небо и воссела одесную Бога. Воссесть одесную, то есть справа, значит получить такую же власть, честь и славу, как Бог Отец.
Сын Божий по Своему Божеству всегда имел и имеет всю и всякую власть в мире как духовном, так и материальном. Теперь же, по Воскресении, Он принял власть над всем и над всеми по человечеству: …дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18). Поскольку теперь все в Его власти, то Он и посылает Своих учеников идти в мир с вестью о победе Христовой над адом и смертью.
Преодолев человеческую смерть, Сын Божий Своим Вечным Бытием, полученным от Отца, напитал Свою человеческую природу, полученную от Жены - Пресвятой Богородицы. Сделал Он это не для Себя, а для нас. Преображенную Вечной Жизнью Свою человеческую природу Он передает нам: Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною (Ин. 6, 57). Бог Отец передает полноту Своей Божественности Христу; Богочеловек вручает Свою Жизнь людям. Как во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9), так и людям после Вознесения должна быть передана возможность стать причастниками Божеского естества (2 Пет. 1, 4). По словам апостола Павла, от этой любви Божией, дарованной во Христе, нас не может ничто отлучить (Рим. 8, 39). Но любовь Христа к людям, как мы видели из приведенных слов Его, означает пребывание Самого Христа в человеке. Значит, ничто не сможет отделить христианина от Христа: ни настоящее, ни будущее. Ни даже сам факт Вознесения Спасителя.
"Итак, Христос отдает людям Самого Себя, Свою Жизнь. Но если это так, то и люди должны принять от Христа именно то, что Христос им передал. Не Его слова и не слова о Нем, а Его Самого, Его Жизнь" (Диакон Андрей Кураев. Протестантам о Православии. Наследие Христа. Изд. 9-е, испр. и доп., "Христианская жизнь", Клин, 2006). Бог должен быть с нами и после Вознесения. Поэтому Православная Церковь верит, что Иисус Христос оставил не добрую память о Себе, но Самого Себя. Вознесшийся на небо Христос от Престола Отца посылает нам Святого Духа, Который возвращает нам и Тело Христово, и присутствие Спасителя с нами и в нас.
Когда Господь возносился на небо, апостолы не ощущали никакой скорби, как бывает при обычном прощании, а были наполнены великой радостью. Они своими глазами увидели, как их любимый Господь входил в Свою славу. Теперь они были исполнены радостного ожидания скорой новой встречи с Богом. Ждать оставалось десять дней.
До дня Пятидесятницы ученики Христовы пребывали постоянно в молитве и в храме. Об этом написано в книге "Деяний святых апостолов", которая является продолжением Евангелия, написанного евангелистом Лукой, и посвящена рождению Святой Христовой Православной Церкви и ее начальной истории, то есть тому, как Воскресший Христос вошел в земную историю человечества со Своей победой над грехом и смертью и как Жизнь Христова стала преображать людей и разные народы.
Господь возносится, давая повеления апостолам - заповедав им подготовиться к принятию Духа Святого, после чего начать создавать Церковь Христову в земном мире.
Получив дары Святого Духа в день Пятидесятницы, апостолы почувствовали в себе силу исполнить то великое дело, на которое они призваны Христом.
Будете Мне свидетелями… даже до края земли (Деян. 1, 8). Эти слова не означают, что апостолы сами лично должны обойти с проповедью все народы мира. Эта заповедь дана Церкви Христовой, которая призвана совершать это апостольское служение, почему она и является Апостольской.
Во время восхождения Христова облако взяло Его из вида их (Деян. 1, 9). Вероятно, это было светлое облако, как символ особого присутствия Божиего. Пораженные величием совершившегося чуда, апостолы смотрели в небо, безмолвно провожая взглядом своего любимого Учителя.
Чтобы их вывести из этого состояния и направить к необходимым делам, им явились два ангела: Что вы стоите и смотрите на небо? (Деян. 1, 11). Вопрос ангелов содержит кроткий и любвеобильный упрек ученикам: нечего так долго оставаться в бездеятельном созерцании. Надо усердно готовиться к тому делу, на которое они призваны Господом.
Эти два ангела возвестили: Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11).
Придет таким же образом - вот к чему должны быть устремлены духовные взоры христиан. Надо так жить, чтобы встреча с Христом у финишной ленты земного мира была светлой и радостной.
Вознесение Христово есть победное завершение земного пути Богочеловека, прославление человеческой природы, подготовка к созданию семьи Христовой - Его Церкви - постоянному пребыванию Господа среди Своих учеников вплоть до дня Славного Второго Пришествия. Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|