Автор: протоиерей Игорь Гагарин
"Горе побежденным!" - это древнее изречение, конечно же, верно.
С того момента, как мир отпал от Бога, в основе жизни и человека, и всей природы лежит борьба, и в этой борьбе побеждает сильнейший. Ему, победителю, - честь и слава, а побежденному - позор и горе.
Во времена Иисуса Христа в честь победителей устраивались так называемые триумфы. Победивший полководец возвращался в свой родной город с добычей и пленниками, а народ торжественно встречал его с цветами и славословиями за городской стеной. Триумф всегда был необыкновенно радостным и торжественным событием и для встречающих, и, конечно же, для самого победителя.
Об одном подобном триумфе мы ежегодно вспоминаем ровно за неделю до Пасхи, в праздник Входа Господня в Иерусалим, или, иначе, в Вербное воскресенье.
Здесь, конечно, все было гораздо скромнее, чем в Риме. Во-первых, Иерусалим - не Рим, не столица гигантской империи; и победитель, Иисус Христос, ехал не на золотой колеснице, а на осле; и не было у Него ни богатых трофеев, ни тем более пленных рабов, ни тысяч воинов в красных плащах и блистающих доспехах, а только несколько учеников. Но зато было другое - ликование народа, вышедшего Его встречать с цветами, с пальмовыми ветвями.
Эти люди радовались не меньше, чем римляне, встречавшие цезарей, помпеев, августов. Ведь в глазах счастливых израильтян в этот день Иисус был не просто царем, а Мессией, Царем царей и всего мира, много веков назад обещанным Богом Израилю и наконец посланным. Ликующие толпы бросали к его ногам одежды, цветы, ветви финиковых пальм и верили: сбылась многовековая мечта, теперь наступит новое время. Вместо рабства и унижения Израиля - величие, слава и могущество. Всякая несправедливость будет наказана и уничтожена, а правда восторжествует навеки. Идет Царь, Которому Бог даст такую власть, какую не давал никому на земле, и Он употребит ее на то, чтобы добро восторжествовало над злом. Вот это действительно победа!
И было у этого шествия еще одно отличие от триумфа: обычно больше всех радовался сам виновник торжества. А здесь? В Евангелии от Луки читаем, что когда Иисус приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем... (Лк. 19, 41).
Ликуют все, кроме Того, Кто, казалось бы, должен был ликовать больше других. Иисус же плакал. Плакал о городе, о людях, которые так ничего и не поняли. Он знал, что не даст им ничего из того, что они от Него ожидают: не будет ни славы, ни величия, ни могущества, ни благоденствия. Глядя на ликующий город, Господь предсказывает ему: И разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19, 44).
Но люди не заметили этих слез. А если бы заметили, если бы услышали эти страшные пророчества, то, возможно, возразили бы: "Как же мы не узнали! Ведь весь город встречает тебя как Царя!"
Встречали, однако, не все. Первосвященники, законники, книжники и фарисеи отнюдь не ликовали. Эти люди, привыкшие к власти, всеобщему уважению и другим лестным привилегиям, чувствовали, что теряют всё. Еще немного, и весь народ пойдет за этим плотником из Назарета. Надо остановить Его во что бы то ни стало. Сегодня Он - победитель, сегодня - Его триумф, но законники знают: настроение толпы переменчиво; сегодняшняя слава может завтра обернуться позором и унижением, если повести дело с умом.
И, кажется, у них это получилось. Вслед за Вербным воскресеньем начинается Страстная седмица. В эти дни мы вспоминаем о самых скорбных и позорных страницах человеческой истории. Это дни предательства, неблагодарности, коварства, торжества зла над добром. Небесная Любовь пришла к людям, а люди надругались над ней и распяли на Кресте. Недолго же длилась победа!
И не так ли бывает в нашем сердце, которое в каком-то смысле тоже Иерусалим? Сколько раз мы принимали Христа с радостью и твердой решимостью: вот наш Царь, отныне вся жизнь - исключительно служение Ему! А потом - снова предаем, как Иуда, отрекаемся, как Петр, малодушествуем, как Пилат, и в конце концов - распинаем.
Там, на Голгофе, на Кресте Он просил Отца за Своих убийц: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23, 34). Это Он и за нас с вами молился, хотя так ли уж мы не знаем, что творим?
В Великий Четверг вечером и особенно в Великую Пятницу христиане вспоминают о Христе предаваемом, мучимом, распинаемом и, как многим кажется, побежденном, униженном. Но впереди - Светлое Христово Воскресение. Вот тогда-то и станет ясно, кто же все-таки побежден, а Кто - Победитель.
Протоиерей Игорь Гагарин,
настоятель Иоанно-Предтеченского
храма с. Ивановское
Московской обл.
Фото: Татьяна Балашова
Вход Господень в Иерусалим Автор: Протоиерей Борис Балашов Ликующий народ с ветвями финиковых пальм в руках приветствует Христа. Все ждут Его как царя-освободителя.
Все радуются. Не радуется только Богочеловек Иисус Христос. Он знает, что если люди не получат от Него земных благ, Его сочтут предателем национальных интересов и мечтаний о земном благополучии. И через несколько дней толпа этих же людей будет неистово кричать и требовать Его казни через распятие на Кресте.
Воодушевление, равнодушие, предательство Автор: Протоиерей Игорь Гагарин В канун Страстной седмицы хочется поразмышлять об этих трех вещах, которые попеременно могут посещать одну и ту же душу: о воодушевлении, о равнодушии и о предательстве. Страстная седмица предваряется праздником Входа Господня в Иерусалим. Вот одна из ярчайших картин воодушевления. Жители города вышли с цветами, с пальмовыми ветвями встречать Господа, в Котором они, наконец, признали Мессию. "Осанна!.." - восклицают они, и, наверное, трудно представить более полный и единодушный восторг. Люди счастливы, потому что сбылась многовековая мечта народа израильского. "Осанна Сыну Давидову!" Множество поколений отцов ждало этого дня. И вот он наступил.
Этот восторг был, без сомнения, искренним, но недолгим
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|