Автор: Ирина Филиппова
- О. Алексий, почему праздник называется Богоявлением?
- В Древней Церкви и Рождество Христово, и Крещение Господне праздновались в один день - в день Богоявления, поскольку и в Рождестве, и в Своем Крещении Сам Бог являет Себя миру. Впоследствии Святая Церковь разделила эти великие празднуемые события на два праздника. Праздник Крещения Господня именуется Богоявлением потому, что при этом событии миру были явлены все Три Лица Святой Троицы: Бог-Сын крестился в Иордане от Иоанна Предтечи; Бог-Отец свидетельствовал голосом с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 11); а Бог Дух Святой сошел с небес на Христа в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался также днем Просвещения и Праздником света, потому что Бог есть Свет, и Он явился просветить сидящих во тьме... и сени смертной (Мф. 4, 16), спасти падший род человеческий. Именно с Богоявления начинается служение Иисуса Христа как Мессии. У вод Иордана Иисус Христос явил Себя как Спаситель, Истинный Бог, о чем свидетельствует и Иоанн Креститель. Это еще одна причина, почему праздник Крещения именуется также Богоявлением.
- У многих невоцерковленных людей вызывает недоумение название праздника Крещения. Крещение созвучно со словом "крест". Но само понятие креста пришло с распятием Христа, то есть позднее смерти Иоанна Крестителя...
- Здесь необходимо напомнить, что почти все книги Нового Завета первоначально были написаны на греческом языке. В греческом оригинале Крещение обозначено глаголом баптисма (погружать). Обратившись к латинскому переводу, мы видим, что здесь используется глагол в том же значении. Уже в славянском переводе, а затем и в русском, произошло наполнение данного действия христианским содержанием. Крещение Иисуса Христа было погружением Его в воды Иордана, как бы содержащие в себе грех всего человечества. Выйдя из вод, Он понес этот грех на Своих плечах, донес до Голгофы и пригвоздил ко Кресту, исцелив в Себе нашу греховную, падшую человеческую природу. Поэтому и для нас Крещение является погружением в смерть Христову, когда мы умираем для греха и воскресаем со Христом для Вечной Жизни.
- Чем отличалось Иоанново крещение от Таинства Крещения, которое сейчас совершается в Церкви?
- Крещение Иоанново и Крещение христианское - это два разных крещения. Иоанново крещение было крещением в покаяние, хотя оно и не избавляло человека от источника всех его грехов. Крещение же христианское дает возможность избавления от греха, подает семя Вечной Жизни, обновляя человека для вечности. Крещение Иоанново приготавливало каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию народом Божиим ожидаемого Мессии. Во время крещения Иоанном человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, являя тем самым потребность в их очищении. Поэтому оно и называется крещением в покаяние. Единственный, кто вошел в воды Иордана, не имея личного греха, был Богочеловек Господь наш Иисус Христос.
Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым. В Книге Деяний святых апостолов приводятся слова Господа, Который говорит о том, что Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым (Деян. 1, 5). Вследствие одержанной Спасителем победы над дьяволом новозаветное Крещение дает верующему благодатные дары Святого Духа, открывающие человеку новую жизнь со Христом. Поэтому христианское Крещение появляется в Церкви только после Сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы.
Беседовала И. Филиппова
Фото: Евгений Цапенко
Вопросы, связанные с праздником Крещения Господня и освящением воды Автор: Протоиерей Алексий Тюков Если Бог освящает все водное естество на земле 19 января, зачем же тогда священник освящает воду в этот день?
В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно ли считать себя крещеным и носить крестик?
Можно ли выбросить стеклянную бутылку, в которой хранилась святая вода, в мусорный бак? Если нет, то что с ней делать?
Ответы священника на эти и другие вопросы, волнующие наших читателей
Купель спасения Автор: Ирина Филиппова Беседа с игуменом Тихоном (Полянским), настоятелем Троицкой церкви с. Захарово.
Является ли Крещение лишь формальностью? И почему вообще надо креститься? А может, с некрещеного потом меньше спросится, чем с крещеного?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|