Автор: Митрополит Антоний Сурожский
Сегодняшний праздник - это одновременно праздник дивной встречи и первой разлуки. Дивной встречи, потому что в храм, в удел Божий, Единородный Божий Сын, ставший Сыном Девы, приносится, чтобы быть поставленным перед лицом Живого, вечного Бога, Отца Его.
Также это встреча между святыми душами и ожидаемым ими Спасителем. Долгую, сложную, благодатную жизнь прожили и Симеон, и Анна; тому и другой было обещано, что они не умрут, пока не увидят лицом к лицу Спасителя своего. И вот этот день настал, и лицом к лицу ожидавшие Его праведники встретили Бога, ставшего Человеком... Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, - сказал Симеон, - ибо видели очи мои спасение Твое... (Лк. 2, 29-30). Теперь он может отойти в вечность, теперь он может сойти в область усопших и принести туда первую весть, что он видел на земле Бога, пришедшего плотью.
Одновременно этот праздник - первая жертвенная разлука Божией Матери с Ее Божественным Сыном. Всякий младенец мужского пола, разверзающий утробу, то есть перворожденный в семье, приносился Богу и делался собственностью Бога. Этот обычай начался еще в древности, когда Моисей вывел из Египта народ израильский. Тогда упорствующий фараон не хотел отпустить своих рабов; и ужас за ужасом постигали египетскую землю, чтобы опомнился человек под тяжелой спасающей десницей Бога. И одной из самых страшных кар, которые были наложены на противящегося Богу фараона, была смерть всех перворожденных в земле египетской. Этой ценой было потрясено каменное сердце фараона, этой ценой получили свободу, в виду ожидаемого Христа, израильские дети.
Но когда они достигли пустыни, то и до них дошел Божий глас: "Ценой этого ужаса, ценой смерти детей, лишения матерей любимых своих младенцев вы были выведены из египетской земли, из страны плена и рабства; но как бы в воспоминание об этом, как бы в выкуп за этих детей и за этих матерей, перворожденный младенец мужского пола в каждой вашей семье должен быть принесен в Храм, и Бог над ним получает власть жизни и смерти". И вот, принеся Своего Младенца в Храм, Божия Матерь принесла Его в жертву Богу. Первый раз, свободно, по закону Своего народа Она отдавала Богу Рожденное от Нее. Это жертвоприношение продолжалось потом в течение всей Ее жизни: Матерь Божия Его отдала раз и навсегда, и Бог Отец эту жертву, единственную за всю историю мира, принял, и она стала кровавой Жертвой Голгофы.
Мы слышали и о другой встрече: как мытарь и фарисей пришли в храм, в тот храм, где Живой Бог ожидает Своих детей. Один пришел с гордыней, другой - с сокрушенным сердцем. Это - тоже встреча; но в этой встрече - не жертва, а осуждение и спасение.
Каждый из нас когда-то, в день своего воцерковления, был принесен в храм; каждый из нас был поставлен перед Богом, чтобы стать Его собственностью. Но в Церкви Христовой нет мужеского и женского, нет различия, все - дети Божии, и поэтому все мы были принесены и отданы Богу так же, как Богомладенец Христос был принесен Своей Матерью.
Каждая мать, которая стоит в храме, когда-то своего младенца принесла и отдала Богу, и приняла его вновь от иконы Спасителя или Божией Матери. Каждый из нас вновь и вновь встречает Бога всякий раз, как приходит в храм. Кто из нас мытарь, кто - фарисей? Кто уйдет оправданным, а кто уйдет со своей воображаемой праведностью, которая не войдет в Царство Божие? Симеон и Анна ждали и узрели Христа. Мытарь ждал себе только суда - и получил милость; фарисей думал, что он праведен, - и оказался ни с чем...
Вот с чем мы теперь начинаем это восхождение подготовительных недель к Великому посту. Задумаемся, каждый из нас, о значении того, что он или она когда-то были принесены в храм, отданы Богу любовью материнской; отданы на хранение Тому, Который есть Хранитель младенцев, отданы Тому, Кто есть Господь и Жизнь. Подумаем о том, способны ли мы встретить Христа, как встретили Его Симеон и Анна; подумаем о том, кто мы - фарисей или спасенный мытарь. Аминь.
Сретение Господне
Сретение
Иконография детства Спасителя Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|