Автор: Диакон Иоанн Иванов
Расставание, прощание, разлука - это обычно самые грустные, а иногда и самые тяжелые переживания в нашей жизни, особенно когда расстаемся с близким, любимым, дорогим нам человеком. В праздник Вознесения Господня - на сороковой день после Пасхи - мы, христиане, празднуем то, что можно назвать "радостной разлукой". Свершающееся накануне торжественное отдание праздника Пасхи как бы вновь заставляет нас пережить все, что связано с явлением Христа Своим ученикам после Воскресения Его и до Вознесения с горы Елеонской. Мы вспоминаем, как Он явился Марии Магдалине и сказал, что в ближайшее время покинет Своих учеников: Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20, 17). Мы вспоминаем, как неоднократно Он являлся Своим ученикам, принося им благословение: "Мир вам!"; вспоминаем, как Он явился к недоверчивому Фоме и показал ему Свои язвы. Пребывая со Своими учениками сорок дней, Господь разъяснял им смысл Своего искупительного подвига, укреплял их перед предстоящими апостольскими трудами, тем самым закладывая основы Христианской Церкви.
О последних минутах пребывания Христа с Его учениками рассказывает апостол и евангелист Лука: Иисус вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24, 50-52). Потерянный и вновь чудесно обретенный Учитель снова должен покинуть их. Какова же должна быть их скорбь при этой новой разлуке?.. Но, проводив Его, ученики возвращаются с радостью! Где истоки этой необъяснимой радости? Что дает силы ученикам Христа пережить эту разлуку и даже находить радость в этой разлуке? Их любовь ко Христу должна была превосходить все пределы человеческой привязанности. С человеческой точки зрения разлука с Тем, от близости с Которым горело сердце апостольское (см. Лк. 24, 32), должна была быть великим горем, великим лишением: это ведь были слушатели Его учения, свидетели Его чудес, очевидцы Его мучений и смерти, Его Воскресения. Ответ на этот вопрос замечательно выражен в кондаке Вознесения - молитвенном песнопении, кратко излагающем внутреннее содержание события: "Ты, Который исполнил Божественный Промысел о нас, и, соединив тех, которые на земле, с небесными - с теми, которые на небе, вознесся во славе, не оставляя земли, но пребывая неразлучно с нею (по вездесущию Божества Своего - прим. авт) и взывая к любящим Тебя: "Я с вами, и никто против вас!" (русский перевод). "Я остаюсь, пребываю с вами, и никто не одолеет вас", - так говорит Церковь от имени Христа Воскресшего и вознесшегося от нас, но неотступно пребывающего с нами. Пребывающего здесь, в нашей земной жизни, в Церкви и в Своих учениках, в церковных Таинствах и священнодействиях.
Радость этого открытия наполняет сердца учеников Христовых и позволяет ожидать новых чудес, новых духовных радостей, что помогает им перенести разлуку с Учителем, которую они теперь ощущают как временную. Два обещания дал Христос Спаситель Своим ученикам, то есть всем нам. Первое обещание Он произнес Своими собственными устами, а именно: Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца… вы… будете крещены Духом Святым… вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой (Деян. 1, 4-5, 8). Апостолы верили в это обещание, в соответствии с этими словами находились в Иерусалиме, вместе ожидали явления Духа Святого, и оно произошло через десять дней после Вознесения Господня. Через восшествие Христа на небо христианам дарован Дух Святой, и Он с тех пор изобильно действует в Церкви.
О втором же обещании Спаситель давно уже говорил ученикам, а на горе Елеонской оно было возвещено и устами Ангелов. Когда облако скрыло Христа Спасителя от учеников, а они стояли и смотрели, обращая взор свой на небо, явились два Ангела в белых одеждах и сказали: Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11). Это было обещание Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. И радость наша и надежда заключаются в том, что Христос Спаситель придет снова с Неба. Это явление будет совершенно ясное, как говорит Писание: Узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его (Откр. 1, 7).
Христос возносится в мир Небесной славы, чтобы оттуда быть доступным людям. Теперь человек, который хочет соединиться со Христом и принять Его, найдет Его в жизни Церкви, где Христос подлинно пребывает среди верующих. Вознесшись на Небо, Христос показал всякому человеку возможность оторваться от земных забот и страстей и вознестись к светлым высотам. Своим Вознесением Господь и каждому из нас показывает путь жизненного совершенства.
Вознесение Господне
Вечная жизнь Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|