Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

В Неделю Цветную слово монаха Кирилла на Вход в Иерусалим.  Сказание от евангельских и пророческих словес
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 22.12.2024, 07:11 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Церковные праздники

В Неделю Цветную слово монаха Кирилла на Вход в Иерусалим. Сказание от евангельских и пророческих словес

Автор: Свт. Кирилл Туровский

Великие и древние сокровища, удивительное и радостное откровение, добрые и прочные богатства - у тех, кто дает ближним нескудно! Дары славные и весьма почетные у искусных строителей дома, изобилующего и преисполненного царственной трапезы со многими остатками, насыщаясь от которых, нищие не умирают, но благодаря сей пище приобретают жизнь вечную!

Евангельские словеса - пища нашим душам, их произносил многократно Христос ради человеческого спасения. Славный и почетный дом Его Церкви имеет искусных строителей: патриархов и епископов, иереев и игуменов, и всех наставников церковных, которые верой и чистотой стали ближними для Бога, и благодатью Святого Духа получают различные дары поучения и исцеления, по мере дара Христова. Благодаря этому и мы, убогие, подбираем падающие крупицы от остатков трапезы. Ведь каждый раб своего господина хвалит. А сегодня нам, братья, радость и веселье, ради пришедшего во весь мир праздника, в котором получили осуществление пророческие писания, благодаря сотворенному Христом знамению.

Вербное воскресенье. Вход Господень во Иерусалим

Сегодня Христос приходит из Вифании во Иерусалим, сев на осленка, чтобы исполнить пророчество Захарии, который сказал: "Ныне возрадуйся, дщерь Сиона, се Царь твой грядет Кроткий, сидя на молодом жеребенке". Вот, это пророчество уразумев, возвеселимся! Души святых дщерями горнего Иерусалима называются. Жеребенком же - уверовавших людей из среды язычников, к которым Он послал апостолов, чтобы исторгнуть тех от прелести диавола.

Сегодня народы вышли навстречу Иисусу, держа в руках вайя и тем самым воздавая Ему почести, когда Он воззвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Истинно свидетельство народа, которому поверили язычники и познали Сына Божия, сотворившего чудеса среди иудеев и даровавшего спасение язычникам и благодать. Иудеи Его не познали, а язычники приняли Его. Израиль отрекся от позвавшего его в жизнь вечную, а язычники уверовавшие в Небесное Царство были введены. Одним - падение и соблазн, а странам языческим - вера и восхождение.

Сегодня апостолы возложили на жеребенка свои ризы, и Христос сел поверх них. О, преславное явление тайны! Христианскими добродетелями являются ризы апостолов, которые своим учением благоверных людей сделали престолом Божиим и вместилищем Святого Духа. "Поселюсь, - сказал, - среди них, и буду ходить среди них, и буду им Богом, а они будут Моими людьми".

Сегодня народы постилают на пути ризы свои. Некоторые же срезали ветви с деревьев и постилали. Добрый и правый путь правителям и всем вельможам показан во Христе, его следует устилать милостыней и незлобием, и беспрепятственно тогда они смогут взойти в Небесное Царство. Ломающие ветви с деревьев - взявшие обет грешники, которые сокрушенным сердцем и умилением души, постом и молитвами выравнивают свой путь и приходят к Богу. "Аз Есмь - сказал - путь, истина и жизнь".

Сегодня впереди идущие вслед идут и восклицают: "Осанна сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне!" Впереди идущие - это пророки и апостолы, потому что одни прежде предрекали Христово пришествие, а другие проповедовали Его во всем мире, Пришедшего, и во имя Его крестили народы. А вслед идущие - это святители с мучениками. Одни с еретиками за Христа крепко боролись и отринули их как врагов от Церкви, а другие до крови во имя Христово пострадали, и все ни во что вменивши, пошли вслед за Ним, чтобы быть причастниками Его страданий.

Как все взывали: "Осанна, - говоря, - Ты Сын Божий, воплотившийся на земле, чтобы воздвигнуть Адама, павшего преступлением", - так и мы ради благословения постараемся творить добрые дела во имя Господне. Сегодня весь Иерусалим пришел в движение ради пришествия Господня. Старцы быстро шествуют, чтобы Иисусу поклониться как Богу. Отроки быстро текут, чтобы прославить чудо Лазарева воскрешения. Младенцы, словно крылатые, парят вокруг Иисуса и воспевают: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явился нам!"

О, откровение тайны и исполнение пророчеств! Старцами являются языческие люди. Прежде Авраама и Израиля были язычники, в ту пору прельстившиеся и от Бога уклонившиеся, - ныне же Сыну Божию верой поклоняются. Образ же отроков являет любящий девство отеческий чин, беспрестанно славящий Христа и творящий чудеса благодатью Божией. Младенцы же изображали всех христиан, которые ничего не допытываются во Христе, но в Нем живут и, за Него умирая, Ему воздают обеты и молитвы.

Сегодня Анна и Каиафа негодуют. У всех радость и веселье - у этих скорбь и смущение. Ведь подобало священническому чину быть рассудительным и исследовать пророчества - не это ли Христос, о Котором заповедал Иаков своим сыновьм, сказав: "От племени твоего, Иуда, произойдет Владыка неба и земли, и в Нем упование народов, привяжет к лозе жеребенка Своего". Не вспомнили они Давида, который о Нем пророчествовал, говоря: "Из уст младенцев и сосущих совершил хвалу". Не поняли Софрония, когда читали так написавшего: "Веселись, Иерусалим, и сделай ровным путь Богу твоему, потому что придет в храм твой, творя чудеса и подавая знамения". Но сотворили совет на Благодетеля, чтобы не только Иисуса, но и Лазаря погубить. Не захотели вместе с народами говорить так: "Велик Ты, Господи! Глас Твой потряс адовы укрывища и исторг из их внутренностей душу умершего, и вышел Лазарь спасенный снова в жизнь".

Сегодня тварь веселится, освобождаемая от работы вражьей, и адские врата и вереи сотрясаются. Сегодня горы и холмы источают сладость. Долины и поля плоды Богу приносят, горние воспевают и преисподние рыдают. Ангелы удивляются, видя на земле Невидимого на небесах, на жеребенке Седящего, Сущего на престоле херувимском, обступаемого народами Неприступного Небесным Силам. Сегодня бывает радостно хвалим младенцами Тот, Которого серафимы с вышним страхом славят. Сегодня путешествует в Иерусалим измеривший пядью небо и землю дланью, в храм входит не вмещающийся небесами. Сегодня старейшин жрецов гневается на творящего великие чудеса. Книжники и фарисеи детям завидуют, бегущим с ветвями навстречу Христу и взывающим: "Осанна Сыну Давидову!"

Удивительные вещи! Как забыли пророков, разнообразно написавших о Христе для нашего языческого спасения. "Уже - говорит - нет Моего желания в сынах Израилевых. Явлен был не ищущим Меня и скажу людям Моим: "Вы - люди Мои"".

Итак, братья, надлежит нам, как Божьим людям, прославить возлюбившего нас Христа. Придите, поклонимся и припадем к Нему, как блудница, мысленно лобызая Его ноги. Отстанем же, как она, от злых дел, и прольем словно миро на Его главу веру и нашу любовь. Выйдем с любовью, как народ, навстречу Ему, и сломим гневливость, как ветви, и постелем Ему, как ризы, добрые дела, воскликнем молитвами и незлобием, как младенцы. Впереди пойдем милостынями к нищим, вслед пойдем смирением, постом и бдением, не нарушим труда сорокадневного поста, в котором подвизались, очищая себя от всякой скверны, чтобы и в наш Иерусалим сегодня вошел Христос. Состав нашего тела называется Иерусалимом, как говорит Исайя: "На руках твоих написал стены твои, о Иерусалим, и вселюсь посреди тебя". Приготовим как горницу смирением наши души, чтобы причастием вошел в нас Сын Божий, и пасху со своими учениками сотворил. Пойдем с идущим на страсть вольную, возьмем крест свой терпением всякой обиды, распнемся ранами к греху. Умертвим похоти телесные, воскликнем: "Осанна в вышних! Благословен Ты, пришедший на великое страдание, которым смерть попрал и ад победил!

Здесь укоротив слово, песнопениями, как цветами увенчаем святую Церковь, и праздник украсим. Богу хваление вознесем и Христа Спасителя нашего возвеличим, благодатью Святого Духа осеняемые, радостно отпраздновав в мире, достигнем тридневного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь, держава и поклонение, со Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.

Слово Кирилла Туровского в Неделю Цветоносную по списку РГБ.
Собр.ТСЛ, № 9. Лл. 32об - 36.
Перевод игум. Тихона (Полянского)

Фото: Татьяна Сазонова

Воодушевление, равнодушие, предательство
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковные праздники | Добавил: Pravklin (17.04.2011) | Автор: Свт. Кирилл Туровский
Просмотров: 2931 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 eugenia  
0
Тут ошибка. Вместо Софронии в оригинале написано Софония - пророк Ветхого Завета.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz