Автор: Свт. Кирилл Туровский
Великие и древние сокровища, удивительное и радостное откровение, добрые и прочные богатства - у тех, кто дает ближним нескудно! Дары славные и весьма почетные у искусных строителей дома, изобилующего и преисполненного царственной трапезы со многими остатками, насыщаясь от которых, нищие не умирают, но благодаря сей пище приобретают жизнь вечную!
Евангельские словеса - пища нашим душам, их произносил многократно Христос ради человеческого спасения. Славный и почетный дом Его Церкви имеет искусных строителей: патриархов и епископов, иереев и игуменов, и всех наставников церковных, которые верой и чистотой стали ближними для Бога, и благодатью Святого Духа получают различные дары поучения и исцеления, по мере дара Христова. Благодаря этому и мы, убогие, подбираем падающие крупицы от остатков трапезы. Ведь каждый раб своего господина хвалит. А сегодня нам, братья, радость и веселье, ради пришедшего во весь мир праздника, в котором получили осуществление пророческие писания, благодаря сотворенному Христом знамению.
Сегодня Христос приходит из Вифании во Иерусалим, сев на осленка, чтобы исполнить пророчество Захарии, который сказал: "Ныне возрадуйся, дщерь Сиона, се Царь твой грядет Кроткий, сидя на молодом жеребенке". Вот, это пророчество уразумев, возвеселимся! Души святых дщерями горнего Иерусалима называются. Жеребенком же - уверовавших людей из среды язычников, к которым Он послал апостолов, чтобы исторгнуть тех от прелести диавола.
Сегодня народы вышли навстречу Иисусу, держа в руках вайя и тем самым воздавая Ему почести, когда Он воззвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Истинно свидетельство народа, которому поверили язычники и познали Сына Божия, сотворившего чудеса среди иудеев и даровавшего спасение язычникам и благодать. Иудеи Его не познали, а язычники приняли Его. Израиль отрекся от позвавшего его в жизнь вечную, а язычники уверовавшие в Небесное Царство были введены. Одним - падение и соблазн, а странам языческим - вера и восхождение.
Сегодня апостолы возложили на жеребенка свои ризы, и Христос сел поверх них. О, преславное явление тайны! Христианскими добродетелями являются ризы апостолов, которые своим учением благоверных людей сделали престолом Божиим и вместилищем Святого Духа. "Поселюсь, - сказал, - среди них, и буду ходить среди них, и буду им Богом, а они будут Моими людьми".
Сегодня народы постилают на пути ризы свои. Некоторые же срезали ветви с деревьев и постилали. Добрый и правый путь правителям и всем вельможам показан во Христе, его следует устилать милостыней и незлобием, и беспрепятственно тогда они смогут взойти в Небесное Царство. Ломающие ветви с деревьев - взявшие обет грешники, которые сокрушенным сердцем и умилением души, постом и молитвами выравнивают свой путь и приходят к Богу. "Аз Есмь - сказал - путь, истина и жизнь".
Сегодня впереди идущие вслед идут и восклицают: "Осанна сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне!" Впереди идущие - это пророки и апостолы, потому что одни прежде предрекали Христово пришествие, а другие проповедовали Его во всем мире, Пришедшего, и во имя Его крестили народы. А вслед идущие - это святители с мучениками. Одни с еретиками за Христа крепко боролись и отринули их как врагов от Церкви, а другие до крови во имя Христово пострадали, и все ни во что вменивши, пошли вслед за Ним, чтобы быть причастниками Его страданий.
Как все взывали: "Осанна, - говоря, - Ты Сын Божий, воплотившийся на земле, чтобы воздвигнуть Адама, павшего преступлением", - так и мы ради благословения постараемся творить добрые дела во имя Господне. Сегодня весь Иерусалим пришел в движение ради пришествия Господня. Старцы быстро шествуют, чтобы Иисусу поклониться как Богу. Отроки быстро текут, чтобы прославить чудо Лазарева воскрешения. Младенцы, словно крылатые, парят вокруг Иисуса и воспевают: "Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Бог Господь и явился нам!"
О, откровение тайны и исполнение пророчеств! Старцами являются языческие люди. Прежде Авраама и Израиля были язычники, в ту пору прельстившиеся и от Бога уклонившиеся, - ныне же Сыну Божию верой поклоняются. Образ же отроков являет любящий девство отеческий чин, беспрестанно славящий Христа и творящий чудеса благодатью Божией. Младенцы же изображали всех христиан, которые ничего не допытываются во Христе, но в Нем живут и, за Него умирая, Ему воздают обеты и молитвы.
Сегодня Анна и Каиафа негодуют. У всех радость и веселье - у этих скорбь и смущение. Ведь подобало священническому чину быть рассудительным и исследовать пророчества - не это ли Христос, о Котором заповедал Иаков своим сыновьм, сказав: "От племени твоего, Иуда, произойдет Владыка неба и земли, и в Нем упование народов, привяжет к лозе жеребенка Своего". Не вспомнили они Давида, который о Нем пророчествовал, говоря: "Из уст младенцев и сосущих совершил хвалу". Не поняли Софрония, когда читали так написавшего: "Веселись, Иерусалим, и сделай ровным путь Богу твоему, потому что придет в храм твой, творя чудеса и подавая знамения". Но сотворили совет на Благодетеля, чтобы не только Иисуса, но и Лазаря погубить. Не захотели вместе с народами говорить так: "Велик Ты, Господи! Глас Твой потряс адовы укрывища и исторг из их внутренностей душу умершего, и вышел Лазарь спасенный снова в жизнь".
Сегодня тварь веселится, освобождаемая от работы вражьей, и адские врата и вереи сотрясаются. Сегодня горы и холмы источают сладость. Долины и поля плоды Богу приносят, горние воспевают и преисподние рыдают. Ангелы удивляются, видя на земле Невидимого на небесах, на жеребенке Седящего, Сущего на престоле херувимском, обступаемого народами Неприступного Небесным Силам. Сегодня бывает радостно хвалим младенцами Тот, Которого серафимы с вышним страхом славят. Сегодня путешествует в Иерусалим измеривший пядью небо и землю дланью, в храм входит не вмещающийся небесами. Сегодня старейшин жрецов гневается на творящего великие чудеса. Книжники и фарисеи детям завидуют, бегущим с ветвями навстречу Христу и взывающим: "Осанна Сыну Давидову!"
Удивительные вещи! Как забыли пророков, разнообразно написавших о Христе для нашего языческого спасения. "Уже - говорит - нет Моего желания в сынах Израилевых. Явлен был не ищущим Меня и скажу людям Моим: "Вы - люди Мои"".
Итак, братья, надлежит нам, как Божьим людям, прославить возлюбившего нас Христа. Придите, поклонимся и припадем к Нему, как блудница, мысленно лобызая Его ноги. Отстанем же, как она, от злых дел, и прольем словно миро на Его главу веру и нашу любовь. Выйдем с любовью, как народ, навстречу Ему, и сломим гневливость, как ветви, и постелем Ему, как ризы, добрые дела, воскликнем молитвами и незлобием, как младенцы. Впереди пойдем милостынями к нищим, вслед пойдем смирением, постом и бдением, не нарушим труда сорокадневного поста, в котором подвизались, очищая себя от всякой скверны, чтобы и в наш Иерусалим сегодня вошел Христос. Состав нашего тела называется Иерусалимом, как говорит Исайя: "На руках твоих написал стены твои, о Иерусалим, и вселюсь посреди тебя". Приготовим как горницу смирением наши души, чтобы причастием вошел в нас Сын Божий, и пасху со своими учениками сотворил. Пойдем с идущим на страсть вольную, возьмем крест свой терпением всякой обиды, распнемся ранами к греху. Умертвим похоти телесные, воскликнем: "Осанна в вышних! Благословен Ты, пришедший на великое страдание, которым смерть попрал и ад победил!
Здесь укоротив слово, песнопениями, как цветами увенчаем святую Церковь, и праздник украсим. Богу хваление вознесем и Христа Спасителя нашего возвеличим, благодатью Святого Духа осеняемые, радостно отпраздновав в мире, достигнем тридневного воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь, держава и поклонение, со Отцом и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Духом всегда, ныне и присно, и во веки веков! Аминь.
Слово Кирилла Туровского в Неделю Цветоносную по списку РГБ.
Собр.ТСЛ, № 9. Лл. 32об - 36.
Перевод игум. Тихона (Полянского)
Фото: Татьяна Сазонова
Воодушевление, равнодушие, предательство
Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|