Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)
В 1779 г. Святейшим Синодом была учреждена должность благочинных монастырей, уполномоченных надзирать за настоятелями монастырей и вверенной им братией.
Первая общая для всех обителей "Инструкция благочинным монастырей мужских и женских" напечатана была по распоряжению Святейшего Синода в 1828 г. Если архиерей назначал несколько монастырских благочинных, то монастыри епархии распределялись по монастырским благочинническим округам. Надзор за женскими монастырями поручался благочинному мужских монастырей, в редких случаях - смотрительницам благочиния из числа игумений. При святителе Филарете (Дроздове) в Московской епархии было четыре монастырских округа: два округа в столице и два - в Московской губернии. В 1869 г. святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, сократил их до двух - одно благочиние монастырей столицы и одно - монастырей уездных. В 1915 г. уездное благочиние было поделено на два. Таким образом, перед революцией в Московской епархии в монастырском благочинии было три округа: в 1-й и 2-й округ входили уездные монастыри, 3-й округ составляли монастыри ставропигиальные.
В 1841 г. вышел новый Устав духовных консисторий, где опять оговаривались обязанности благочинного, а в 1857 и 1892 гг. вышли новые редакции Инструкции благочинным. Каждый уезд делился на благочиннические округа из 10-30 приходов, каждый под управлением своего благочинного. Благочинным первого округа (оно называлось градское благочиние или градской округ) обычно назначали настоятеля собора главного города уезда. Если в округе было больше 15 приходов, то в помощь благочинному мог назначаться помощник благочинного. Ежегодно благочинный подавал архиерею отчет по каждой церкви - клировые ведомости (ведомости о церкви), в которых сообщались сведения о причте, состоянии и имуществе храма, церковной земле и зданиях, принадлежавших к церкви, а также о прихожанах и владельцах селений прихода. Благочинные обязаны осматривать подведомственные им церкви не менее двух раз в год.
Согласно Инструкции благочинным редакции 1892 г., члены причта без ведома настоятеля, а священники без ведома благочинного не могли отлучаться далее чем на 25 верст от прихода. В другую епархию им разрешалось приезжать только с разрешения архиерея и с паспортом от Консистории. Причетники должны были являться к богослужению раньше священника. За опоздание или другие провинности священник не мог наказывать своих причетников (диакона, псаломщика, пономаря и других), например, денежными штрафами или другими мерами взыскания. Обо всем надо было докладывать благочинному. Благочинный мог делать братские внушения священникам, а диаконам и прочим причетникам в качестве наказания назначать поклоны в храме. Для записи провинностей причетников благочинный выдавал настоятелю особую тетрадь, скрепленную своей печатью.
В 1881 г. в Московской епархии в 13 уездах существовал 81 благочиннический округ: меньше всего было в Можайском уезде (три округа), а больше всего в Московском уезде - 9девять округов. В столице благочиния были объединены в более крупные подразделения - сороки: в 1881 г. 11 благочиний составляли 6 сороков. В 1902 г. в Москве было уже 17 благочиний; в том числе добавились благочиние Храма Христа Спасителя и единоверческое. Единоверческое (т. е. старообрядцы, имеющие общение с Русской Православной Церковью) благочиние не имело, как другие благочиния, постоянной территории, а состояло из разбросаных по епархии единоверческих приходов.
До начала ХХ в. благочиннические округа носили название села, в котором служил благочинный: если благочинный менялся, то и название округа тоже менялось. Например, в конце XIX в. было Татаринцевское благочиние Бронницкого уезда (когда настоятель с. Татаринцево Феодор Маслов был благочинным), а в начале ХХ в. оно уже называлось Сорокородни-Абакшинским благочинием (когда благочинным стал священник с. Абакшино-Сорокородня). Однако в документах, например, в резолюциях свт. Филарета, все благочинные Бронницкого уезда именуются бронницкими благочинными, хотя служили в разных селах и смотрели одновременно за разными округами уезда. Во второй половине 1910-х гг. от этого решили отойти. Благочиние стало называться по уезду (Бронницкое, Рузское и т. д.), но делилось на округа по номерам: 1-й округ такого-то благочиния, 2-й округ и т. д. В уездах стало от 3-х до 7-ми благочиннических округов. 1-й округ был в уездном городе. Старший священник именовался "благочинный 1-го округа Бронницкого благочиния иерей такой-то" и т. п. На 1915 г. в Московской епархии стало 13 благочиний (по числу уездов), в которых числилось 63 округа.
До реформ 1860-х гг. благочинные управляли приходом единолично и назначались архиереем. Начиная с 1860-х гг. благочинные избирались духовенством: в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность благочинных стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного Правящим архиереем. В 1881 г. выборность благочинных указом Синода была упразднена. 9 февраля 1910 г. сщмч. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) утвердил для епархии "Устав благочиннических советов в Московской епархии". В состав такого совета входил благочинный-председатель и два его помощника, иэбираемые сроком на три года духовенством благочиния.
Поместный Собор 1917-1918 гг. своим "Определением об епархиальном управлении" ввел новый порядок устройства благочиннических округов: его границы определялись епархиальными собраниями, которые ранее не существовали. Собор ввел новые органы управления благочинием: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы. В пастырских благочиннических собраниях должны были участвовать священники в обязательном порядке, а другие клирики - по желанию. Благочиннический совет являлся исполнительным органом благочиннических собраний. Но в условиях гонений на Церковь этот порядок был разрушен.
Поместный Собор 1945 г. в "Положении об управлении Русской Православной Церкви" ничего не говорит ни о благочиннических собраниях или советах, ни о выборности благочинных. По этому Положению, как и до революции, благочинные назначаются епархиальным архиереем на срок, доколе Преосвященный сочтет это необходимым. В послевоенные годы ввиду малочисленности приходов, а затем массового закрытия храмов при хрущевских гонениях, благочиния были образованы не во всех епархиях, а вся епархия являлась как бы одним благочинием.
В 1962 г. в Московской епархии было 13 благочиний и ни одного монастыря. В новое время число благочиний в епархии стало расти: на 2015 г. в Московской епархии имеется 48 благочиний (в среднем в благочинии сейчас 20-25 храмов). Появилось монастырское благочиние. Отдельная группа - единоверческие приходы. В некоторых благочиниях есть должность помощника благочинного. Были восстановлены собрания благочиний.
Начало статьи
Использованная литература
1. Православная Энциклопедия. Т. V. М.: Православная Энциклопедия, 2002.
2. Православная Энциклопедия. // Русская Православная Церковь". М.: Православная Энциклопедия, 2000. Д. А. Баловнев. Приходское духовенство в Древней Руси; Прот. Владислав Цыпин. Епархиальное управление и епископат. 1700-1999 гг.
3. Булгаков С. В. Настольная книга для Священно-церковно-служителей. Т. I. Репринт издания 1913 г. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
4. Ежегодник Московская епархия. М.: Русский раритет, 2011.
5. ИДДК. Электронная версия энциклопедии Брокгауза и Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами (6 CD). Бизнессофт, 2004.
6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
7. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М.: Спасо-Преображенского монастыря, 1996.
8. Стоглав. Казань. Типография Губернского Правления, 1862.
9. Архиепископ Платон (Левшин). Инструкция благочинным, иереям и протоиереям. М.: Московская Синодальная типография, 1775.
10. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Сочинённый господином тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. Ч. 1-3. СПб.: Тип. горн. училища, 1793.
11. Колоухин С. Монастырские благочиннические округа Московской епархии в последней трети XIX - начале XX вв. // Московские Епархиальные Ведомости, № 7-8 и 9-10 за 2014 г.
Источник: www.mepar.ru
Фото: Юлия Павлюк
Писцовые книги XVI века. Часть 1 Автор: Игумен Фаддей (Шавернев) Проводить переписи на Руси стали татаро-монголы для собирания дани. Великий князь Иван III, покорив Новгород и переселив часть новгородских семей сюда, а московских служилых людей - в Новгородщину, начал систематическое описание присоединяемых к Москве новгородских земель.
Данные второй переписи вносились в книги, получившие название писцовых. В XVIII в. с этих книг из-за ветхости был сделан список, который сейчас хранится в Российском Государственном архиве древних актов. Именно его используют исследователи истории храмов и селений. Неподготовленному читателю бывает тяжело понять все термины и понятия, упомянутые в писцовых книгах. В данной статье мы попытаемся разобрать и объяснить основные из них.
Писцовые книги XVI века. Часть 2 Автор: Игумен Фаддей (Шавернев) В писцовых книгах погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем и домами духовенства, но без домов простых жителей. Погосты принадлежали исключительно самому царю и обычно приписывались к местной речке. Из-за того, что при храмах всегда хоронили умерших христиан, погостом стали называть и кладбище; и в позднее время погостом называли исключительно кладбище без отношения к храму.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|