Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Писцовые книги XVI века. Часть 2
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 23.11.2024, 00:44 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Церковь и общество

Писцовые книги XVI века. Часть 2

Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)

Имена

У читающих писцовые книги вызывают удивление нехристианские имена владельцев: Ждан, Посник, Злоба, Бессон, Крюк, Глазун, Бражник, Неждан, Меньшик, Первой, Меньшой, Незнай, Вешняк, Истома, Рудак, Нелюб, Нехороший, Замятня, Русин, Третьяк и т. д. Это происходило из-за того, что среди людей тогда существовало суеверие, что если кто-то узнает крещальное имя, то сможет "навести порчу, сделать" на человека. Поэтому в обычной жизни человека звали таким именем-прозвищем, а крестильное имя скрывали и говорили большей частью только священнику. Прозвища, скорее всего, давали по разным обстоятельствам рождения или младенчества человека: Рудак - от "рудой", т. е. рыжий; Русин - русый; Неждан - родился нежданно; Бессон - плохо спал; Первой - первенец; Третьяк - третий сын; Меньшой - последний из детей, последыш; Посник - плохо ел или хиленький; Вешняк - родился весной и т. д. От этих прозвищ пошли потом некоторые фамилии (Меньшиков, Бессонов, Нежданов и проч.) и названия деревень (Вешняково).

Писцовые книги XVI века

Храмы

В писцовых книгах погостом называли отдельно стоящую церковь с кладбищем и домами духовенства, но без домов простых жителей. Погосты принадлежали исключительно самому царю и обычно приписывались к местной речке. Из-за того, что при храмах всегда хоронили умерших христиан, погостом стали называть и кладбище; и в позднее время погостом называли исключительно кладбище без отношения к храму. Слово "погост" образовалось от древнерусского "гость", что означает купец. В Киевской Руси погостом называлось главное селение округа (волости), где устаивался торг, на который съезжались "гости", т. е. купцы. Естественно, что в таком селении строилась церковь, и поэтому погостом стали называть деревни, относящиеся к одному церковному приходу с конца XVI в. слово "погост" как обозначение наименьшего церковного подразделения было вытеснено словом "приход". Землевладелец мог устроить церковный погост в виде формы благотворительности и содержать его на свои средства. Если землевладелец жил на погосте, но без крестьян, то в книгах писали, что его деревни и села тянут к такому-то погосту.

Если, кроме храма с домами духовенства, в селении жил сам землевладелец и крестьяне, то оно называлось селом (слово "село" происходит от слова "сесть, оседать"; означает место, где люди осели на постоянное жительство).

Из писцовых книг видно, что в силу ряда причин в некоторых храмах не хватало служителей; тогда писали, что храм "стоит без пения". Причина могла быть и в другом: вотчинник переводил крестьян на другую землю, и некому было помогать храму и содержать служителей. Если дело было совсем плохо, то приход упразднялся и село или погост превращалось в пустошь или деревню. Тогда писали: "пустошь, что была селом таким-то". Приход и храм могли потом возобновляться, а могло поселение, бывшее когда-то селом с храмом, дойти до наших дней простой деревней.

Храмовая архитекура

К большинству храмов из дерева приложена характеристика "древяна клецки" т. е. построенная клетью - простым прямоугольным срубом из положенных друг на друга бревен, так же, как строились жилища простых людей. Клецкая форма храмов была, скорее всего, первоначальной формой храмов в России и происходит, конечно, от обычной избы: греческие строители не могли прийти во все селения Руси после Крещения в 988 г. и построить церкви по греческому канону, поэтому местные плотники и строили то, что умели, т. е. обычную избу-клеть, добавляя маковку с крестом. К этой клети приделывались две клети-пристройки, т. н. прирубы - с востока для алтаря и с запада для притвора (происходившего от обычных сеней) с крыльцом. Внутри потолок обшивался досками и получался чердак под крышей. Эти храмы покрывались деревянной двухскатной крышей с небольшой маковкой на тонкой шейке. Крыша облицовывалась тесом, а маковка покрывалась чешуей ("лемехом" по-старому; м. б. родилась от черепицы каменных храмов?). Для отвода воды противоположные скаты крыши ближе к низу резко меняли угол наклона на более пологий. Таким образом, получался широкий козырек на всю длину боковых стен, отводивший дождевую воду подальше от стен деревянного храма. Эти водоотливы назывались полицами.

Маковка с крестом могла прикрепляться прямо на конек крыши, без перехода. Потом появилась шейка, которая в иных случаях могла прикрепляться к т. н. продолговатой бочке, напоминающей с торца луковицу, которая в свою очередь крепилась на коньке крыши. Бочка могла ставиться и на алтаре, и на притворе, и даже над крыльцом. Был также тип крещатой бочки, когда под маковкой храма с четырех сторон света делались четыре бочки, образующие вместе равносторонний крест. У каменных храмов бочке соответствовала закомара и кокошник.

Храм обычно ставился прямо на землю, без фундамента, как говорили тогда "на пошве". Из-за климатических условий (снега, воды) центральная клеть храма поднималась на этаж: в верхней части - горнице или горной клети (от слова "горе" - вверх) происходила служба, а нижний этаж, или подклеть, оставался под разные нужды.

К притвору пристраивалось крыльцо с крытой надстройкой-рундуком, к которой вела тоже крытая лестница с перилами. Могли устраивать две противолежащие лестницы, прижимающиеся к западной стене направо и налево от входа в притвор и восходящие на одну общую площадку. Все это было крыто общей крышей с рундуком и ограждалось перилами. Из этих крылец возникла паперть (открытый внешний притвор) каменных храмов. Кроме того, крыльца могли увеличиваться в длине и огибать храм с трех сторон до алтаря. Отсюда у каменных храмов образовалось гульбище - крытая терраса или галерея по периметру храма на уровне подклета (пример - храм Вознесения в с. Коломенском). По гульбищу проходили крестные ходы.

Вторым видом деревянных храмов были храмы "древяны вверх". Это значит, они были срублены восьмигранным округлым столпом с шатровой восьмискатной крышей с маковкой. Этот тип еще в летописях называется "по-округлому" или "в восьмерик". Округлые шатровые храмы, стремящиеся вверх, к Небу, - это, скорее всего, попытка русских мастеров подражать круглым греческим каменным круглым храмам. Произошла она от клетских храмов и, вероятно, вначале имела цель увеличения вместимости и полезной площади в храме: для этого просто добавлялись четыре стены, закрывавшие собой северо-восточные, юго-восточные, юго-западные и северо-западные угловые впадины, образованные тремя прямоугольниками клетского храма. В XIV в. округлая форма считалась уже традиционной и старой. "Древяны вверх" храм обычно состоял из восьми граней с такой же высокой восьмискатной крышей, получившей название шатра. У каждой грани была своя полица, отводящая воду. К восьмигранному столпу прирубался с востока алтарь, а с запада - притвор, также, как к клецкому храму. Внутри также имелось два этажа: горняя клеть и подклеть. Могло быть гульбище, окаймлявшее все восемь граней. Восьмигранная форма была практичнее, так как требовала бревен меньшей длины, была устойчивей к бурям и ветрам и вмещала в себя больше людей. А главное, округлые храмы давали больший простор для украшения и фантазии строителя; особенно хорошо получалось украшение бочками в разных сочетаниях.

Алтари как клетских, так и шатровых храмов могли быть прямоугольными (с тремя гранями) и со скошенными углами (пятигранный). Вначале храмы имели по одному алтарю (престолу). Потом появилась традиция пристраивать к храму придельные (т. е. приделанные) алтари, но она долгое время была редка. Второй алтарь мог прирубаться сбоку к главному алтарю. Но чаще стали делать два придела с северной и южной стороны центральной клети. Эта конструкция называлась "о двадцати стенах", если посчитать все грани (двенадцать граней - у четырех прирубов и восемь граней - у оставшихся четырех свободных углов центрального четверика). Также и к восьмигранным храмам с севера и юга прирубали придельные алтари вместе с отдельными притворами. Если смотреть сверху, храм был похож на равноконечный крест; из этого во 2-й половине XVII в. появились крестообразные в плане каменные храмы.

Третий и самый редкий тип деревянных церквей того времени - храм "на каменное дело". Как на центральном шатре, так и на четырех прирубах делались отдельные главки с крестами; из этого родилось т. н. "освященное пятиглавие" - пять куполов каменных храмов, которое с середины XVII в. настойчиво продвигалось духовными властями как единственно правильное для храма (освященное-то есть благословленное духовными властями). Именно деревянный храм с пятью куполами назывался в писцовых книгах "на каменное дело" , то есть построен в подражание пятиглавым каменным храмам.

Из клецких храмов произошли прямоугольные и кубоватые каменные храмы, а из восьмигранных церквей - шатровые храмы и колокольни. Они же стали основой четвериков и восьмериков в храмовом строительстве XVII и далее веков.

Причетники

В писцовых книгах XVI в. в сельских храмах упоминаются следующие церковные должности (причетники):

1) поп (от греч. "папас" - отец) - обычное название священника в Древней Руси. Со времени реформ Екатерины II вместо слова "поп" стало употребляться "иерей", т. е. священник. Неизвестно почему, с середины XIX в. стало принимать иронично-уничижительный подтекст;

2) дьячок (уменьшительное от "дьякон", как бы "неполный дьякон", почти дьякон) - служитель, читавший и певший на клиросе. Он исполнял обязанности писаря прихода, вел всю церковную документацию. Именно дьячок был первым кандидатом на занятие вакансии священника. До 1869 г. относились к священнослужителям, а с 1869 г. переведены в разряд церковнослужителей и именуются псаломщиками. После революции 1917 г. больше не назначаются указами архиерея на приход;

3) пономарь (искаженное "парамонарь" - с греч. "приставник, привратник") - служитель, прислуживавший священнику в алтаре, звонивший в колокола, зажигавший лампады, убиравший церковь и т. п. Часто пономари были и церковными сторожами. Первоначально назначались указами архиерея; с конца XIX в. перестали назначаться и превратились в алтарников, которых благословляет на служение в алтаре сам настоятель храма;

4) проскурня (искаженное от "просфорня", в позднем народном произношении "просвирня" - женщина, пекущая просфоры (по неправильному произношению - просвиры), обычно из вдов или сирот духовного звания. В 1869 г. штатная должность просфорни была упразднена, а забота о просфорах возложена на настоятеля.

При некоторых храмах имелись кельи нищих, питающихся от Церкви Божией.

Источник: www.mepar.ru
Фото: ru.wikipedia.org

Начало статьи



Клинские вотчины князей Пожарских. К 400-летию окончания Смутного времениКлинские вотчины князей Пожарских. Часть 1
Автор: Дмитрий Рубцов
Роль Дмитрия Михайловича Пожарского в русской истории настолько значительна, что любой факт, связанный с его именем, вызывает интерес и приобретает научную ценность. Поэтому и автор этой статьи, занимаясь изучением истории клинских приходов, не смог равнодушно пройти мимо упоминания об одном из владений этого прославленного полководца и видного государственного деятеля.



Клинские вотчины князей ПожарскихКлинские вотчины князей Пожарских. Часть 2
Автор: Дмитрий Рубцов
Как нахождение сельца Берсенево, не упоминавшегося в документах с начала XVIII века, так и восстановление его истории, начиная с XVI века, является редкой удачей. Определенный интерес вызывают как и уточнение имени жены прадеда Дмитрия Пожарского, так и поиск поламских владений Пожарских.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Церковь и общество | Добавил: Pravklin (24.05.2014) | Автор: Игумен Фаддей (Шавернев)
Просмотров: 3273
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz