Автор: Михаил Молотников
После выхода в свет книги "Клин православный" (сборника материалов по истории и современной жизни приходов Клинского района) к нам в редакцию пришли две миловидные пожилые женщины - родственницы священников, служивших в церкви Воскресения Словущего с. Шипулино. Они указали на ряд биографических ошибок, допущенных в книге, и принесли с собой старинные фотографии и тетрадочку с воспоминаниями. Эти материалы были собраны Наталией Владимировной Агафоновой (в девичестве Друговой), родственницей священников Алексия Другова и Александра Гусева, и Николаем Алексеевичем Парусниковым, внучатым племянником священномученика Сергия Высоковского.
Мы посчитали своим долгом восстановить историческую правду и познакомить наших читателей, особенно жителей Высоковска, с несколькими замечательными священническими династиями.
***
С 1910 по 1928 год в церкви служил протоиерей Александр Георгиевич Любимов. Сохранились воспоминания о том, как о. Александр участвовал в диспуте с наркомом просвещения Луначарским и вышел из него победителем. В 1928 году священник был арестован и сослан в Великий Устюг на три года, затем отправлен в Орёл без права выезда. Дом его в Шипулино конфисковали, оставив матушку и девятерых детей фактически на улице. Умер о. Александр в 1937 году в ссылке.
***
Священник Николай Михайлович Митропольский (1852-1934) служил в храме Воскресения Словущего с. Шипулино с 1887 года до самой своей смерти. В 1914 году он был направлен на фронт в качестве полкового священника. В том же году его дочь Александра (на фото в центре) вышла замуж за Алексея Николаевича Другова, который в следующем 1915 году был рукоположен во священника и направлен в Шипулинскую церковь.
По воспоминаниям старожилов, это был простой, добрый и отзывчивый батюшка. В 1936 году о. Алексий был репрессирован за веру, отправлен в трехлетнюю ссылку и умер в 1937 году в лагере, расположенном в Коми-Зырянской автономной области. Реабилитировали его в 1991 году.
Сын о. Алексия Владимир был женат на Елене Александровне Гусевой (1920-2010) - дочери репрессированного псаломщика Воскресенской церкви Александра Петровича Гусева, который был братом о. Сергия Гусева, причисленного к лику новомучеников и исповедников Российских как священномученик Сергий Высоковский.
О. Николай Митропольский, его супруга Анна Семеновна и их дочь Александра Николаевна Другова похоронены в ограде Воскресенской церкви.
***
Священник Алексий Николаевич Другов (1893-1937) с 1915 года служил в храме Воскресения Словущего с. Шипулино. По воспоминаниям старожилов, это был простой, отзывчивый батюшка. В 1936 году о. Алексий был репрессирован за веру, отправлен в ссылку и умер в 1937 году в лагере, расположенном в Коми-Зырянской автономной области. Его супруга Александра Николаевна скончалась в 1975 году. Сын о. Алексия Владимир был женат на Елене Александровне Гусевой - дочери репрессированного священника Воскресенской церкви Александра Петровича Гусева, который был братом священномученика Сергия Шипулинского. Александр начинал свое церковное служение в Воскресенской церкви с. Шипулино в качестве псаломщика.
***
Сергей Гусев со своей женой Марией
Фото начала 30-х годов: - семья о. Сергия: слева сын Константин (1923 г.р., погиб в 1942 г.), в центре - младший сын Александр, справа дочь Тамара (1922 г.р.).
Сергей Петрович Гусев родился 5 июля 1886 года в селе Горбасьево Завидовской волости Клинского уезда в семье священника Петра Гусева. В 1906 году окончил епархиальное училище иконописания и с 1907 года был учителем в церковноприходской школе. В 1914 году взят на фронт, а в 1918 году мобилизован в Красную армию и служил на Кавказе начальником банно-прачечного отряда. В 1921 году Сергей Петрович был демобилизован и стал служить псаломщиком в Троицкой церкви села Бирево. 19 марта 1922 года он был рукоположен во диакона к Троицкой церкви.
В 1927 году диакон Сергий был переведен в Воскресенскую церковь Николо-Железовского погоста (Шипулино) Клинского района, а 24 сентября 1934 года рукоположен во священника к этому храму.
Осенью 1937 года сотрудники НКВД стали собирать сведения для его ареста. Некоторые свидетели, вызванные на допрос, показали, будто о. Сергий говорил, что "обильный урожай 1937 года вызван не успехами экономической системы новой власти, а милостью Божией, так как Господь увидел, что народ голодает девятнадцать лет при советской власти, и этому голодному народу послал урожай". Другие свидетели показали, что священник часто посещал верующих женщин, живущих в рабочих казармах при Высоковском хлебокомбинате. Представитель местных властей, плохо знавший о. Сергия, ничего о нем не мог показать, и тогда следователь сам заполнил протокол допроса и прочитал его вслух. Свидетель не согласился с прочитанным, однако ему "убедительно" было доказано, что протокол необходимо подписать, и он его подписал.
8 октября 1937 года о. Сергий был арестован, заключен в Таганскую тюрьму в Москве и в течение пяти дней беспрестанно допрашивался.
13 октября следствие было закончено, и 25 октября тройка НКВД приговорила о. Сергия к расстрелу. Священник Сергий Гусев был расстрелян 31 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Реабилитирован и причислен к лику святых. Память его - 31 октября.
***
Отец священномученика Сергия Шипулинского митрофорный протоиерей Петр Гусев († 1932) закончил Дмитровское духовное училище и Вифанскую духовную семинарию. О своей кончине он был предупрежден свыше, сам себе прочитал отходную молитву. Похоронен в д. Воловниково близ с. Короста Клинского района.
Сыновья протоиерея Петра Сергей, Николай, Александр и Алексей также были священниками.
Николай (†1942) окончил духовную семинарию, был учителем в с. Сенцово, затем служил священником в с. Зеленцено.
О. Александр (1873-1938) служил в селах Рождествено, Торычево, Косино, Фирсановка и Химки. В 1937 году был арестован за "контрреволюционную агитацию" и приговорен к 10 годам заключения. На следующий год умер в ссылке.
Алексей закончил духовное училище, был псаломщиком, затем священником в селах Введенское, Теплое, Боголепова Пустынь. После закрытия храма устроился сторожем на толевом заводе. В 1941 году был схвачен немцами и привлечен на строительные работы. Умер в начале 1942 года.
Сестра священномученика Сергия Анна была замужем за священником Сергием Патокиным, служившим в Вишняках. Сын их Петр Патокин был священником в с. Селинское.
***
С 1939 по 1945 год в церкви служил протоиерей Иоанн Ковальский. Ему сослужил диакон Владимир Калинин. Во время войны фашисты хотели разместить на колокольне орудие. О. Иоанн не побоялся пойти в немецкий штаб и убедил немцев отказаться от их плана.
С 1946 по 1953 год настоятелем храма был священник Павел Митрофанов, которого затем перевели в Фирсановку. Его сменил священник Владимир Королёв, в прошлом офицер Советской армии, участник Великой Отечественной войны. В 1956 году он был злодейски убит в сторожке храма.
Следующим настоятелем был о. Василий Бармушкин, а с 1975 по 2000 год - протоиерей Павел Покладов, которого с благодарностью и теплотой вспоминают многие жители Клинского района.
Клинские храмы: взгляд в глубину веков Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова До революции в Клинском уезде было 68 приходов. Центр благочиния находился в Троицком соборе. А до того, как собор появился, эту роль выполняла Успенская церковь, что на ул. Папивина. Она являлась главным храмом Успенского монастыря - древнейшего очага нашей культуры. Не случайно и улица, и переулок на бывшей его территории называются Школьными: именно здесь, при монастыре, появилась в Клину первая школа - церковно-приходская, первая богадельня и больница.
Круг и его окрестности Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова На каждый храм по инициативе Императорской археологической комиссии в 1887 году были составлены священниками приходов метрики с подробным описанием внешнего и внутреннего вида. Специалистам-реставраторам эти метрики известны давно, а краеведы стали знакомиться с ними лет 10 назад, и то бегло. Прочитать сразу все из обнаруженных метрик довелось только в нынешнем году благодаря финансовой поддержке нашего благочинного, организовавшего научную командировку в Санкт-Петербург. Это дало возможность узнать новые сведения не только о храмах, но и о тех местах, где они строились.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|