Авторы: Ю. П. Большаков, Н. А. Большакова
С каждым годом появляется всё больше литературы о наших храмах, но мы по-прежнему знаем о них очень и очень мало. Почти все наши храмы безымянные. А ведь у каждого храма был свой зодчий, своя история создания, а имена строителей и жертвователей записывались в поминальный синодик, в летопись храма. И на каждый храм по инициативе Императорской археологической комиссии в 1887 году были составлены священниками приходов метрики с подробным описанием внешнего и внутреннего вида. Специалистам-реставраторам эти метрики известны давно, а краеведы стали знакомиться с ними лет 10 назад, и то бегло. Прочитать сразу все из обнаруженных метрик довелось только в нынешнем году благодаря финансовой поддержке нашего благочинного, организовавшего научную командировку в Санкт-Петербург. Это дало возможность узнать новые сведения не только о храмах, но и о тех местах, где они строились.
Новый Крестовоздвиженский храм, с. Воздвиженское
В частности, более сложной, чем мы представляли, оказалась история Круга. Центром его сейчас является село Воздвиженское. В старину называлось оно погостом Дмитрия Солунского, "селом Димитрия святого". Уже первое знакомство с метриками открыло имена архитекторов сразу двух воздвиженских храмов: каменного (1828 г.) и деревянного (1874 г.).
Деревянный Казанский храм был построен вскоре после смерти в 1869 году владельца Круга А. С. Меншикова. Храм был срублен по проекту архитектора А. Сикамена плотником Шабуниным "под лапу" из деревьев толщиной от 4 до 9 вершков. Затейливый вид этого пятиглавого храма наводит на мысль, что, возможно, именно ему предназначалось стать родовой усыпальницей Меншиковых, но ею стал старый каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построенный на средства прихожан еще при жизни светлейшего князя, и, вероятно, не без его участия, уж очень известна фамилия приглашённого архитектора - Соболевский. А после смерти А. С. Меншикова - самого знаменитого потомка А. Д. Меншикова, сподвижника Петра I, - в этом храме полвека сохранялся его склеп. Над надгробием князя стояла мраморная плита, огражденная железной решеткой, с указанием заслуг князя как защитника Севастополя.
Храм этот таит в себе немало загадок. Построен он был по старинке, из кирпича толстого, тяжеловесного, цоколь обложен белым камнем. Сейчас в нашем крае сохранилось только два храма, выстроенных таким же образом: храм в Борозде (1-й этаж) и колокольня на Советской площади (нижний ярус). Они построены на 60-95 лет раньше храма в Воздвиженском. Может быть, и существовавший ранее Крестовоздвиженский храм был построен на более древнем фундаменте, оставшемся от другой церкви. А то, что она здесь была, догадаться нетрудно.
Само название села, существовавшее в 18 в., подсказывает, что был там когда-то и храм в честь Димитрия Солунского. От него в Крестовоздвиженском храме оставались на хранении: колокол весом в 340 пудов, самый большой из 8 колоколов, Евангелие весом полтора пуда, обложенное серебром, иконы старого греческого письма. Одна из них считалась чудотворной, из-за нее в жизни села произошли большие перемены.
Эта икона Страстей Господних была написана до 1700 г., т.е. до времени, когда Круг перешел к Меншиковым. По преданию икона принадлежала помещику Неёлову, который всегда возил её с собой во всех походах, считая защитницей "от поражений неприятельских". В середину иконы был вложен небольшой серебряный крест с частицами мощей. И в трудных обстоятельствах к этой иконе обращались все прихожане за благодатной помощью. Потом эта икона попала в храм, но сначала не Воздвиженский, а в храм деревни Жестоки. Было это, по всей видимости, тогда, когда деревня Жестоки называлась сельцом Носово. И здесь уже в 1774 г. стоял каменный храм! Название исчезнувшего храма подсказала нам одна из карт середины 18 в., хранящаяся в Российском историческом архиве Санкт-Петербурга. На этой карте село Носово названо… Воздвиженским!
Вот так чудотворная икона, перенесенная в новый храм, унесла за собой на новое место и название храма, и название местности. И Воздвиженское близ Малой Сестры оказалось забытым так же, как погост Дмитрия Солунского на Яузе.
О причинах переноса иконы можно только догадываться. Возможно, это произошло из-за частых пожаров в прежнем Воздвиженском. Неслучайно уже во времена торфяных разработок близ Жесток появилось селение с выразительным названием Выголь, а по народному - Выгарь. Нельзя исключить и вмешательства в судьбу иконы кого-либо из Меншиковых. Но, вероятнее всего, сыграла роль притягательная, в те времена еще не совсем забытая, древняя история Круга, богатая, вероятно, какими-то исключительными событиями.
О них напоминают и старые карты. Мы были поражены, увидев на одной из них значок в виде крестика (таким помечена Боголепова пустынь) на месте нынешнего Воздвиженского. Значок этот обозначает закрытый монастырь. О возможности существования на этом месте монастыря свидетельствует и топонимика. Самая ближняя к селу деревенька называется Игумново. Игуменами и раньше, и сейчас называют настоятелей монастырей. Еще выше по Яузе - деревня Чернятино. Монахов на Руси звали чернецами.
Возможно, два монастыря - Димитрия Солунского и Успенский в Боголеповой пустныни - стояли рядом на реке Яузе, защищая подступы к клинскому городу Чернятин, расположенному вблизи впадения Яузы в Ламу, - важнейшему торговому пути в древности с Запада на Восток. Города - былого центра притяжения Круга - давно уже нет, а дороги, ведущие к нему, сохраняются до сих пор. Так что дорога к храму - путь к сокровищнице исторического опыта предков. Оттого-то, наверное, вновь и вновь возрождаются на Руси святые места.
Председатель Клинского отделения ВООПиК Большаков Ю. П.,
краевед Большакова Н. А.
Фото: Священник Леонид Пильнов
Благодарим за помощь благочинного Клинского церковного округа
иерея Евгения Малькова
Клинские храмы: взгляд в глубину веков Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|