Деревянный храм. Постройка каменной церкви
Первое упоминание о храме в селе Спас-Заулок относится к 1646 году. В "Подлинной переписной книге дворов… в селах и деревнях Клинского уезда" за 1646 год читаем: "Архиепископа Тверского и Кашинского в вотчине село Спасское, 18 дворов, 32 человека". Малочисленность прихода объясняется разрухой после Смутного времени.
В альбоме австрийского путешественника барона Мейерберга, проезжавшего в 1661 году по Тверской дороге через село Спасское, сохранилась зарисовка деревянной церкви, которая представляла собой три соединенных между собой сруба.
К 1737 году церковь пришла в ветхое состояние, ее разобрали и отдали погорельцам. А в Заулке построили новый храм, который был освящен во имя святой пророчицы Анны. Из документов конца века известно, что храм представлял собой три убывающих по высоте четверика (кубических сруба). С востока к четверику примыкал пятигранный алтарь, с запада - трапезная и колокольня.
В середине XIX века храм был обновлен: сделан новый купол с главкой, кровля покрыта железом, стены снаружи обшиты тесом, что защищало конструкции от гниения, и храм, построенный без единого гвоздя, простоял до 80-х годов XX века.
Деревянная церковь была небольшой, поэтому к началу XIX века, когда приход увеличился, необходимость постройки большого каменного храма стала ощущаться особенно остро. Во всех окрестных селах к тому времени уже стояли или строились каменные церкви. Как правило, они возводились на деньги богатых жертвователей. В спас-заулковском приходе таких людей не было, поэтому при дороге соорудили небольшую часовню, в которой была поставлена кружка для сбора пожертвований.
Новый храм решили ставить рядом с существующим. Строительство велось быстро. В 1833 году, при настоятеле священнике Алексии Крюкове, храм был заложен, а в 1837 году в нем уже начались богослужения. К тому времени церковь была почти готова, предстояло провести внутреннюю отделку и выстроить колокольню. Известно, что строительную артель возглавлял Иван Озеров из с. Заозерье Тверского уезда. Имя архитектора, сделавшего проект, не сохранилось. Но, судя по качеству архитектуры, это вполне мог быть столичный зодчий. Его творение - грандиозный храм в стиле позднего классицизма - поражает воображение: высота церкви под главным куполом составляет 33 м (высота 10-этажного дома). Четырехстолпный основной объем увенчан 5 главами - большой центральной и 4 малыми. Фасады храма и четырехъярусной колокольни украшены величественными портиками и колоннадами. Постройка сложена из кирпича, фундаменты и некоторые декоративные детали - из белого камня.
Вскоре после постройки в столбах были замечены трещины, вызванные постепенной усадкой стен. Митрополит Московский Филарет, который лично следил за строительством спас-заулковского храма, был встревожен его состоянием. Однако трещины вскоре заделали, и на прочность здания они не повлияли.
В храме было три престола: в честь Преображения Господня, Казанской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца.
Одновременно с храмом были построены две каменные сторожки и ограда с воротами. До наших дней дошли только северные ворота и сторожки, правда, в сильно перестроенном виде. Они и сегодня представляют историческую ценность, поскольку подобных сооружений сохранилось немного.
В 1844 году при храме открылось приходское училище - одно из первых учебных заведений Клинского уезда, в котором не было сословных ограничений. В училище преподавал священник Петр Лебедев, бывший настоятелем Преображенской церкви с 1834 по 1850 год. Крестьянские дети изучали Закон Божий, русскую грамматику, арифметику и чистописание. В спас-заулковском училище обучалось до 30-ти детей от 8 до 14 лет.
При преемнике о. Петра, протоиерее Михаиле Львове, в 1850 году была перестроена старая деревянная церковь, которая после появления каменного храма пустовала. В 1859 году в Преображенском храме были выполнены росписи, частично сохранившиеся до наших дней, а в 1871 году установлен колокол весом 8360 кг.
Протоиерей Михаил Львов был настоятелем до конца XIX века. Его сменил протоиерей Евгений Афонский из семьи потомственных священнослужителей, духовник благочиния, человек образованный и обладавший музыкальным дарованием: он прекрасно играл на скрипке. Говорят, что во время занятий он иногда выходил на балкон и устраивал концерт для сельских детей. Настоятельство о. Евгения совпало с самым трагическим периодом российской истории - революциями 1905 и 1917 годов, Первой и Второй мировыми войнами. Сын о. Евгения иерей Михаил Афонский, служивший в церкви соседнего Тешиловского погоста, был осужден в 1930 году по политической статье на три года лагерей.
Закрытие и восстановление храма
После 1937 года власти запретили богослужения в спас-заулковском храме, 20 февраля 1941 года решением Мособлисполкома он был закрыт, а затем разграблен. Но еще долгие годы до конца войны о. Евгений продолжал совершать Таинства крещения и брака в маленькой церкви пророчицы Анны. Умер он после войны и был похоронен на сельском кладбище.
Во время Великой Отечественной войны в селе Спас-Заулок шли ожесточенные бои. Храм сильно пострадал от обстрелов. К внешним разрушениям добавились внутренние: после войны в церкви устроили склад ядохимикатов. За долгие годы его существования убранство храма было полностью уничтожено. Трактором с куполов сорвали главки. А после вывода склада здание церкви было брошено на произвол судьбы: кровля сорвана, окна выломаны, своды выкрошились и заросли деревьями.
Еще трагичнее сложилась судьба Аннинской церкви. После войны ее внутреннее убранство было уничтожено, а в церкви, несмотря на то, что она стояла посреди кладбища, устроили сельский клуб, куда ходила на танцы молодежь. Главку, венчающую храм, сбросили, а церковь перегородили на два этажа. В 1980-х возник план перевозки храма в музей деревянного зодчества под Истрой. Его разобрали, бревна промаркировали и перевезли. Однако на новом месте часть бревен, сложенных на берегу реки, была унесена сильным половодьем, часть - расхищена. Из оставшихся бревен сложить церковь было невозможно.
В 1980 году перед Олимпийскими играми Преображенский храм отреставрировали: побелили, настелили пол, вернули в своды недостающие камни, крышу покрыли железом. Но осенью того же года в церкви случился пожар: были разрушены купол и крыша, от падающих углей сгорел пол. По воспоминаниям одного из старожилов, пожар устроили дети из интерната, которые готовили тут еду на костре.
Лишь в 1990-х годах с началом нового этапа в российской истории, ознаменовавшегося возрождением Церкви, судьба храма изменилась. В 1993 году началось его восстановление.
На Руси говорили: "Есть храмы, построенные князьями, а есть - потом и слезами". Восстановление Преображенского храма шло по второму пути.
Здание храма было в аварийном состоянии. Больше 10 лет крыши над основным пространством храма не было. Зимой вода в сводах замерзала, и лед разрывал каменную кладку. Весной, когда снег таял, вода размывала раствор, связующий своды, и они начинали крошиться. Рабочим приходилось надевать каски, потому что сверху падали кирпичи. Под грузом снега и воды своды могли в любой момент обрушиться. А восстановить огромный свод площадью 460 кв. м на такой высоте было практически невозможно, так как это потребовало бы неподъемных финансовых затрат. Наверху, в главном куполе, зияла дыра в девять квадратных метров - след от попадания танкового снаряда, через которую пролетали галки и было видно небо. Не было ни полов, ни окон, ни дверей... В довершение всего храм трижды пытались обворовать. В первый раз украли принесенные прихожанами иконы, во второй раз воры сломали замок и проникли внутрь, но ушли ни с чем. После второй попытки двери церкви несколько ночей не запирались. К ним была прикреплена записка: "Просьба не беспокоиться и не ломать двери. Взять нечего". Третья попытка была несколько лет спустя. Ее предотвратил сторож храма Юрий Полевов.
Восстановление храма осуществлялось на личные пожертвования. Задача была настолько велика, что люди часто работали на пределе сил. Только для того, чтобы расчистить помещение трапезной, пришлось вынести вручную более тридцати тонн ядовитого мусора, оставшегося от склада ядохимикатов. Это делали сами прихожане, в основном женщины, среди которых было много пожилых.
Этапы реставрации
1993 - настилка пола в трапезной части храма, начало регулярных богослужений,
1994 - ремонт церковных пристроек (дом настоятеля), изготовление малого иконостаса для придела святого архиепископа Фаддея,
1995 - установлен крест на центральном куполе, ликвидированы последствия пожара в трапезной части,
1996 - установлены кресты на двух малых куполах, начато ограждение кладбища,
1997 - установлены кресты еще на двух куполах, проведена вода,
1998 - отремонтирована крыша, установлен крест на колокольню,
1999 - оштукатурены фасады, в храм пожертвован ковчег для хранения частиц мощей архиепископа Фаддея, преподобномученицы Елисаветы и др.,
2000-2001 - проведены штукатурные работы и настелен пол в основной части храма,
2002 - изготовлен иконостас, настелен паркет в алтарях, подведен газ, спланирована территория, установлено уличное освещение, начата роспись фасада.
В 2003 году начаты работы по росписи интерьера храма. Владимира Колосова сменили известные клинские художники Валентин Макаров и Евгений Бакланов. Некоторые живописные композии выполнили выпускники Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Резчик Владимир Ковач сделал резные аналои, дверь храма и киоты почти ко всем иконам.
Освящение храма
26 октября 2002 года, в день празднования Иверской иконы Божий Матери, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную Литургию и освятил полным чином Преображенский храм в селе Спас-Заулок.
Святыни храма - ковчег с частицами святых мощей свмч. Фаддея, прмц. великой княгини Елисаветы, свт. Петра, митрополита Московского, свщмч. Константина Богородского, прп. Марфы Дивеевской, свв. Вифлеемских и Хозевитских мучеников, а также чтимые иконы Пресвятой Богородицы "Казанская" и святителя Николая.
По материалам сборника "Клин православный", Христианская жизнь: 2012
Преображение Господне
Путь на Фавор лежит через Голгофу Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|