Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Композитор П.М. Воротников
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Четверг, 05.12.2024, 04:39 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Перейти на новую версию сайта


Сайт pravklin.ru прекращает свою работу.

Приглашаем вас на медиаресурсы Скорбященского храма г. Клина. Вы сможете найти там информацию о самых значимых событиях в жизни Русской Православной Церкви, новости Клинского благочиния и прихода Скорбященского храма, а также посмотреть свежие выпуски телепрограммы «Дорога к храму».


Новый сайт с актуальной информацией: правклин.рф


Telegram канал медиацентра «Клин православный»: https://t.me/pravklin


YouTube канал с выпусками телепрограммы «Дорога к храму»: https://www.youtube.com/@PravklinRu


Группа ВКонтакте с новостями прихода: https://vk.com/pravklin




Главная » Статьи » Литература, искусство

Композитор П.М. Воротников

Автор: Священник Анатолий Трушин

Павел Максимович Воротников – довольно заметная фигура в русской церковной музыке первой половины XIX века. Определенной известностью и в наше время пользуются некоторые из его духовных хоров: на православных клиросах Московской епархии одним из широко распространенных его сочинений является великопостное песнопение «Разбойника благоразумного».

К сожалению, информации о жизни и творчестве Воротникова очень мало. Основные вехи мы можем почерпнуть из автобиографии, написанной им в 1865 г. по просьбе протоиерея Димитрия Васильевича Разумовского1.

Павел Максимович Воротников родился в 18102 г. в городе Ревель (ныне Таллин) Эстляндской губернии. В 1817 г. семья Воротниковых переехала в Кронштадт, а через три года в Санкт-Петербург, где он, вместе со своим старшим братом Игорем, поступил во второй кадетский корпус Санкт-Петербурга. Еще до поступления Павел самостоятельно обучился игре на фортепиано и скрипке. Обучаясь в корпусе, он продолжил заниматься музыкальным самообразованием – пробовал сочинять военные марши и пьесы3. Начальник корпуса, генерал Андрей Иванович Маркевич4, увидевший труд и музыкальные дарования молодого кадета, решил содействовать развитию и совершенствованию его в музыке. Однако, так как согласия родителей на то, чтобы оставить военную карьеру и полностью заниматься музыкой, не последовало, Воротников продолжил свое военное образование.

После окончания в 1829 г. кадетского корпуса Воротников в должности офицера отправился на службу в военное поселение близ Елисаветграда (ныне Кировоград) Новгородского кирасирского полка. Прибыв на место, Павел Максимович узнал о том, что из кирасирского полка уволился капельмейстер и трубаческий оркестр начал приходить в упадок. «Хотя я и не имел никакого опыта в этой музыке, но решил принять обязанность надзора за музыкою, так как тут была явная польза для меня. Эти занятия, продолжавшиеся около шести месяцев, послужили мне доброю школой для изучения медных инструментов. Я узнал состав и средства трубаческого оркестра, познакомился с его партитурой и впервые написал несколько пьес военно-фронтовой музыки. Между тем я не забывал и певческий хор. Бывший тогда в военном поселении хор также был поручен моему наблюдению. Занятия мои прервались только тогда, когда полку надо было выступать в поход». Это произошло в декабре 1830 г., когда полк был переброшен к Варшаве, по причине участившихся там беспорядков. По возвращении полка на место прежнего расположения Воротников познакомился с некоторыми военными капельмейстерами, которые были «профессорами своего дела» и своими советами «сделали много добра в отношении изучения гармонии и контрапункта».

Весной 1835 г. Павел был командирован в Корпусной штаб для письменных дел. Вместе с этой работой он принял на себя дело по ведению и руководству при штабе певческого хора, при котором он создал и военный оркестр. Тут же Воротников приобрел практические навыки в дирижировании и композиции. Через два года оркестр вместе с хором составлял почти сто исполнителей. В его репертуар стали входить известные отрывки из опер, произведения Моцарта, Баха, Гайдна, Листа и других композиторов, включая Бортнянского, Сарти и Галуппи.

Продолжая изучать гармонию и контрапункт, он начал преподавать в Елисаветградской школе регентов и активно сочинять не только инструментальную, но также и духовную музыку. К этому времени написания относятся такие песнопения, как концерты «Изми мя от враг моих» и «Услыши, Господи, глас мой», причастные стихи «Чашу спасения» и «В память вечную», несколько отдельных песнопений из Божественной литургии.

В 1838 г. Воротников стал личным адъютантом Корпусного командира графа Дмитрия Ярофеевича Остен-Сакена5, который позволил ему начать заниматься музыкой практически все свое время. Тогда же он начал задумываться об оставлении военной службы, чтобы полностью отдаться музыкальной карьере. Находясь в увольнении по своим делам в Санкт-Петербурге, он познакомился с директором Придворной певческой капеллы и рассказал ему о своих намерениях, показав при этом и некоторые свои духовные сочинения. По возвращении в полк, 26 февраля 1843 г.6, в чине ротмистра, Павел Максимович Воротников оставил военную службу и стал «по Высочайшему повелению» учителем пения Санкт-Петербургской придворной певческой капеллы.

С 1843 по 1848 гг., являясь преподавателем пения в капелле, он также занимался переложением церковных песнопений для предпринятого Алексеем Федоровичем Львовым издания «Круга простого нотного пения». «Главнейшее условие этого огромного труда, – писал Павел Воротников, – состояло в сохранении мелодии в том самом виде, без малейшего изменения, в каком она изображена в церковных нотных книгах, издаваемых Святейшим Синодом». В 1845 г. из-под пера Павла Максимовича вышла книга «Простое церковное пение, при Высочайшем Дворе употребляемое». Это были варианты четырехголосных гармонизаций песнопений «Круга», изданных капеллой еще двухголосными в 1830 г. Однако в 1846 г., когда получили распространение переложения Львова, труд Воротникова был изъят из употребления. Новый «Круг» был издан в итоге по частям, и первая из них – «Обиход» – при содействии Павла Максимовича была выпущена в 1848 г.

Протоирей Василий Металлов, рассматривая творчество Воротникова этого периода, писал, что некоторые его песнопения по данной работе хороши «как по звучности и богатству гармонии в пределах умеренных голосовых регистров, так и по правильности просодии текста».

В 1848 г. из-за начавшейся болезни Павел Максимович подал в отставку и переехал в 1851 г. жить в Тифлис, где стал надзирателем Тифлисской дворянской гимназии. К своему сожалению, он обнаружил, что местная музыкальная жизнь была весьма ограниченна, и в 1852 г. переехал в Херсонскую губернию.

В 1860 г. Воротников принял на себя обязанности дирижера русских спектаклей в Одесском театре, но уже в 1861 г. по приглашению одного из своих друзей-командиров стал руководителем полкового духового оркестра около Елисаветграда. В 1863 г. полк отправился в поход на военное положение, и Воротников переехал жить в Москву, где получил место учителя пения и музыки во второй военной гимназии. Свой педагогический опыт он обобщил в книге «Руководство к преподаванию хорового пения». Летом 1865 г. Павел Максимович как дирижер участвовал в концертах, устроенных князем Юрием Голицыным7 в зоологическом саду.

С 1865 г. он стал членом Общества древнерусского искусства, а в 1869 г. по приглашению протоирея Димитрия Разумовского, участвовал в работе I Археологического съезда в Москве.

В «Заметках по поводу рассуждений о гармонизации церковно-русской мелодии» Павел Максимович обращал внимание на унисонное пение, которое звучало в монастырях «величаво и вместе с тем умилительно». Принимая новые идеи гармонизации древнерусских напевов, выдвинутые Николаем Михайловичем Потуловым, он предлагал решить вопрос, в чем, по его мнению, переложения Дмитрия Степановича Бортнянского, протоиерея Петра Турчанинова, Алексея Львова «погрешают против назначения – быть служебным пением в Церкви Русской». Воротников также выступал за повышение профессионализма в церковном пении и был убежден «что сила, простота и естественность выражения в музыке обязательно должны сочетаться с высоким качеством изложения».

Болезнь, начавшаяся еще в Санкт-Петербурге, так и не оставила композитора. Пошатнувшееся здоровье все больше и больше давало о себе знать, и в конечном итоге работу с хорами пришлось оставить. Вечером 23 апреля (5 мая) 1876 г., находясь в своей квартире в Москве, Павел Максимович Воротников скончался.

Характеризуя жизнь и творчество Воротникова, можно привести следующие слова Антония Викторовича Преображенского8: «Речи Воротникова свидетельствуют, что сам он был полон сознания недостатков церковного пения. Однако история его собственных композиций, равно как и всего времени господства Львова и Бахметева, показала, что все эти деятели – и тем более Воротников – не могли создать церковного пения, выражающего их задушевные мысли и пожелания. Трактат Львова о несимметричном ритме ценится выше его переложений с применением этого ритма. И мысли Воротникова ценны для характеристики его личности, но не для его композиторских трудов, которые стоят невысоко в ряду произведений его современников. Это было время пробуждения симпатий к так называемому «древнему» пению; сам термин «древнее» пение был каким-то таинственным символом чего-то чистого и лучшего, но как всякий символ – он недостаточно ясно рисовался уму людей, увлекавшихся им».

* * *

Духовно-музыкальные сочинения Павла Максимовича Воротникова в основном являются миниатюрами, которые были написаны для разных составов голосов. Например, песнопения «Тропари по Великом славословии», «На реках Вавиловских», «Вечери Твоея», «Чаша Спасения» – для смешанного хора большого состава (до 8 голосов); «Хвалите Господа», «Творяй ангелы своя духи» и «Приидите, поклонимся» – для смешанного хора малого состава; «Разбойника благоразумнаго» (трио), «Ныне силы», «Вкусите и видите» – для мужского хора (3- и 5-голосного); «Тебе поем» – для женского хора (4-голосного).

 

1 Димитрий Васильевич Разумовский (1818-1889) - протоиерей, исследователь древнерусской и византийской церковной музыки, палеограф, педагог. Основатель русской музыкальной медиевистики. Действительный член Общества любителей древнерусского искусства (с 1864 г.), Московского археографического общества (с 1865 г.). Член-корреспондент Императорского общества любителей древней письменности (1883 г.).
2 По некоторым данным, Павел Максимович родился в 1804 г.
3 Его музыкальное произведение Allegro даже исполнялось кадетским оркестром.
4 Андрей Иванович Маркевич (1771-1832) - генерал-лейтенант, техник-артиллерист, военный педагог.
5 Граф Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен (1792-1881) - русский военачальник, генерал от кавалерии, генерал- адъютант, член Государственного совета, заведующий военными поселениями на юге России, участник походов против Наполеона, Кавказской войны и Крымской войны.
6 По другим данным, это произошло 3 марта 1843 г.
7 Князь Юрий Николаевич Голицын (1823-1872) - российский хоровой дирижер и композитор.
8 Преображенский Антонин Викторович (1870-1929) - музыковед, исследователь византийской и древнерусской музыки. С 1920 г. профессор Российского института истории искусств и Ленинградской консерватории.

Список использованной литературы

  1. Леваядо П.П. Проблемы хороведения. Лг., 1974.
  2. Плотникова Н.Ю. Воротников П.М. http:// www.pravenc.ru/text/155284.html (электронный ресурс).
  3. Преображенский А.В. М.П.Воротников и его статьи по церковному пению. Русская музыкальная газета, СПб., 1902, №41,43.
  4. Романовский Н.В. Хоровой словарь. М.: Музыка, 1968.


Источник: mepar.ru


 

Композитор А. К. Глазунов: к 80-летию со дня кончины
Автор: священник Анатолий Трушин
В области инструментальной музыки ему по праву принадлежит одно из первых мест в истории русской музыки. Но в отличие от большинства композиторов «Могучей кучки», преемственно связанный с ними Глазунов не создал ни одной оперы; однако он много и успешно работал во всех других жанрах, инструментальных и вокальных. Наивысшие достижения композитора относятся к жанрам симфонии (в его наследии 8 симфоний; девятая не закончена) и балета

 


 

Регент и композитор А.А. Третьяков (31 октября 1905 г. — 8 мая 1978 г.)
Автор: cвященник Анатолий Трушин
Вникнув в текст творения преподобного Иоанна Дамаскина, он был поражен его высокой поэзией и попытался выразить ее в музыке. Попытка оказалась настолько удачной, что до сих пор «Степенны» считаются лучшим его произведением

 


 

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (28.09.2017) | Автор: Священник Анатолий Трушин
Просмотров: 2036
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz