Автор: cвященник Анатолий Трушин
Регент церковных хоров, композитор и врач Александр Александрович Третьяков принадлежит к замечательной плеяде композиторов-самоучек. Силу его веры, заложенную еще в детстве, не смогли сломить ни лагеря1, ни советская действительность. Своему главному делу жизни, а именно регентско-певческому призванию он никогда не изменял.
Духовное наследие Александра Александровича удивительно. Он был практически самоучкой, однако его яркая творческая одаренность, живое чувство хора позволили достичь немалых высот в духовной музыке. В музыкальном стиле композиций Александра Третьякова можно выделить две основные составляющие, возникшие под влиянием, во-первых, московской Синодальной школы церковного пения, во-вторых, обиходного пения XX века. Также в его песнопениях можно усмотреть воздействие классических хоровых концертов Дмитрия Степановича Бортнянского и лирическо-романтической мелодики Петра Ильича Чайковского.
* * *
Александр Александрович Третьяков родился 18 (31) октября 1905 г. в городе Боровичи Новгородской губернии в семье врача и общественного деятеля. Отец в детстве пел в церковном хоре и обладал аналитическим слухом – слышал в хоре отдельно каждый голос и в оркестре – каждый инструмент. Мать, домашняя хозяйка, была хорошей пианисткой, а один из старших братьев, Сергей, – талантливым скрипачом2.
Первыми детскими музыкальными впечатлениями были частые домашние музыкальные вечера и пение хора в приходском храме. В 1908 г., когда Александру было три года, семья переехала в Пермь, а в 1919 г. умерли сначала отец, затем мать.
В 1922 г. Александр Александрович поступил на медицинский факультет Пермского университета, который в 1927 г. успешно окончил. В 1925 г. он познакомился с регентом кафедрального собора Перми Михаилом Ефимовичем Кусковым, который стал его музыкальным наставником и учителем.
Михаил Кусков учил Александра анализу и глубокому пониманию песнопений разных авторов. Он был последователем школы, называвшей себя «новой русской школой» церковных композиторов – А.Д. Кастальского, Н.И. Компанейского, П.Г. Чеснокова, А.Т. Гречанинова, С.В. Рахманинова и многих других композиторов. Практически все сочинения этих авторов писались для большого высококвалифицированного хора и потому были малодоступны рядовым приходским коллективам. Впоследствии, когда Александр Третьяков стал писать церковную музыку, он старался сочинять композиции, доступные именно небольшим хорам.
Первым его значительным произведением этого периода были «Степенны» для восьми гласов, написанные в 1929–1930 гг. Тогда Александр Александрович уже работал врачом. Одновременно с этим он начал регентовать в одном из храмов Перми. Вникнув в текст творения преподобного Иоанна Дамаскина, он был поражен его высокой поэзией и попытался выразить ее в музыке. Попытка оказалась настолько удачной, что до сих пор «Степенны» считаются лучшим его произведением.
23 сентября 1932 г. за свою регентскую деятельность Александр Александрович был арестован и приговорен к трем годам заключения в сталинских лагерях. Известно, что и в лагерях, и во время Великой Отечественной войны Третьяков был врачом. На фронте сильно застудил ноги, и эта болезнь давала о себе знать до конца жизни. В 1943 г. его освободили от воинской обязанности, а в первую годовщину Победы, 13 мая 1946 г., Третьяков был награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».
После войны Александр продолжал врачебную деятельность, у него имеется целый ряд трудов по медицинским вопросам. В 1947 г. он основал в Перми «Общество врачей-лаборантов», которое просуществовало долго (отмечая 30-летие «Общества», его члены писали Александру Александровичу в Москву поздравления с выражением своей благодарности).
Продолжалась и музыкальная деятельность Третьякова, причем после войны он стал дирижировать и светскими коллективами. В областной газете «Звезда» в феврале 1946 г. появилась небольшая заметка о концерте хора Радиокомитета, а 16 мая 1946 г. деятельность Третьякова была отмечена следующим образом: «Исполнительный Комитет Молотовского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Вас почетной грамотой за хорошее руководство хором Радиокомитета».
В 1947 г., находясь проездом в Москве, Александр Третьяков показал три своих произведения регенту Богоявленского Патриаршего собора Виктору Степановичу Комарову. Эта встреча укрепила и определила дальнейшую жизнь Третьякова. Его творческая работа становится более интенсивной. Обсуждая с Комаровым свои произведения, он работает над совершенствованием и развитием своего стиля.
В 1955 г. Александр Третьяков переселился в Москву и до своей кончины управлял разными церковными хорами в столице – в храмах Ризоположения на Донской, преподобного Пимена Великого (главный придел Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках в Сущеве и в некоторых церквах Подмосковья.
Ко дню интронизации Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), 3 июня 1971 г., по просьбе Виктора Комарова, Третьяков написал торжественное монументальное песнопение «На гору Сион…» и посвятил его Святейшему Патриарху. В 1974 г. Святейший Патриарх Пимен пожаловал композитору Патриаршую грамоту.
Александр Александрович Третьяков, церковный композитор и регент, около полувека трудившийся на ниве церковной, скоропостижно скончался 8 мая 1978 г. на 73 году жизни. Накануне дня своей кончины, 7 мая, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, пением Божественной литургии он закончил свой земной труд на церковно-певческом поприще.
11 мая были совершены Божественная литургия и отпевание в Никольском храме в селе Пушкино, где с января 1978 г. Александр Александрович управлял правым хором. Многие певцы, кому доводилось петь в хорах под его управлением, составили хор и проникновенно пели за Литургией и на отпевании.
В надгробном слове настоятель протоиерей Димитрий Саган подчеркнул, что Александр Третьяков как регент церковного хора и как автор церковных музыкальных сочинений не искал внешнего эффекта, а стремился передать глубокий смысл церковного песнопения, раскрыть его содержание средствами церковной музыки.
Он был похоронен, согласно завещанию, на кладбище в селе Черкизово недалеко от храма, где покоится прах его супруги и сестры. По воспоминаниям очевидцев, в последние минуты своей жизни Третьяков пел концерт Димитрия Степановича Бортнянского «Да воскреснет Бог» и дирижировал…
* * *
Отличительной чертой «нового направления» конца XIX – начала XX вв. было особое внимание к древним распевам. У Третьякова всего шесть таких обработок. Одной из лучших является «Днесь весна благоухает», в которой композитор помещает основную мелодию знаменного распева в верхнем голосе. При этом он сохраняет в основном его своеобразную мелодику и ритмику. Но не во всех местах так происходит. Например, в последней строке, на словах «Господь и Бог мой», Третьяков переносит спокойную повествовательную мелодию первоисточника на октаву выше, сокращает и четко ритмизирует ее. Благодаря этим изменениям песнопение заканчивается яркой кульминацией, соответствующей смыслу текста.
Александром Александровичем Третьяковым всего было написано около ста песнопений (многие из них сейчас утеряны). Сам композитор осознавал себя наследником Синодальной школы. В его стремлении к доступности песнопений для малых хоров проявились несколько важнейших качеств его стиля: красивая запоминающаяся мелодия и особое чувство формы, позволявшее ему создавать законченные, стройные композиции.
Наталья Плотникова, кандидат искусствоведения, доцент Московской консерватории, следующими словами характеризует творчество Александра Александровича Третьякова: «Гармонический стиль А.А. Третьякова иногда имеет ярко выраженные национально-русские черты. Например, в песнопении „На гору Сион“, которое поется, когда архиерей идет к месту облачения, есть эпизод „преславная глаголашася о тебе, граде Божий“, словно пронизанный колокольным звучанием. Мелодия, энергично раскачивающаяся, подобно языку колокола, сопровождается мощным звучанием диатонических трезвучий. В „Торжественной катавасии канона Святой Пасхи“ звон больших колоколов композитор „поручает“ весомым аккордам хора, а „перезвон малых колоколов“ передает повторяющимися мелодическими фигурами восьмыми нотами. О „синкопированном колокольном перезвоне“ в 8-й песне „Канона Пасхи“ писали Е. Мистюкова и А. Мезенцев: „У каждого православного человека по-своему звучат в сердце пасхальные колокола. Прислушайтесь — и вам откроется, как услышал их Александр Александрович Третьяков“.
Автограф „Канона Св. Пасхи“ имеет надпись Третьякова: „Регенту Патриаршего хора Виктору Степановичу Комарову и руководимому им хору с глубокой благодарностью посвящаю. 28/VI – 51“. Это сочинение является, пожалуй, самым крупным творением Александра Александровича. Его отличают разнообразие хоровой фактуры, предельное внимание к тексту, удивительная цельность замысла, воплощающаяся в ликующей колокольности и мелодики, и гармонии. Гармонические краски яркие и смелые (чего стоят только две сложнейшие энгармонические модуляции в последней песне „Ангел вопияше“!)3».
- https://www.permgani.ru/repress/index.php?id=28825
- Сергей погиб в Гражданскую войну под Перекопом.
- http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vrach-regent-kompozitor
Список использованной литературы:
- Журнал Московской Патриархии. 1977, № 12.
- Журнал Московской Патриархии. 1979, № 3.
- Кастальский А.Д. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке // Русская духовная музыка в документах и материалах. Т. 1. Синодальный хор и училище церковного пения. Воспоминания. Дневники. Письма. Сост., вступительные статьи и комментарии: С. Г. Зверева, А.А. Наумов, М.П. Рахманова. М., 1998.
- Е. Мистюкова, А. Мезенцев. Пасхальный канон: неизвестные страницы // Московские Епархиальные Ведомости. 2006, № 3–4.
- Н. Плотникова. Врач, регент, композитор. — Электронный ресурс http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vrach-regent-kompozitor
Источник: www.mepar.ru
Фото: www.eparhia-saratov.ru
Памяти Н.М. Данилина (21 ноября 1878 г. – 6 февраля 1945 г.)
Автор: священник Анатолий Трушин
Николай Михайлович Данилин прославился, прежде всего, как выдающийся церковный регент и хоровой дирижер. Многим современникам Данилина не была известна его композиторская деятельность. Более того — большинство даже не подозревало, что Николай Михайлович еще и церковную музыку писал. Все песнопения были им написаны примерно в период с 1910 по 1920 гг.
Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1
Автор: священник Анатолий Трушин
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|