Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

Фильм «Монах и бес»: смотреть или не смотреть?
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Суббота, 21.12.2024, 20:19 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

Фильм «Монах и бес»: смотреть или не смотреть?

Автор: протоиерей Александр Союзов

На 14-м фестивале православного кино «Покров», который проходил в Киеве, художественный фильм российского режиссера Николая Досталя «Монах и бес» получил гран-при. Картина рассказывает о том, как в мужском монастыре появляется новый послушник Иван. Но вместе с ним в обитель попадает и бес, который искушает монаха, чтобы сбить его с пути служения Богу. Оценки тех, кто успел посмотреть этот фильм, противоречивы: одни считают его талантливым и готовы пересматривать, другие вообще не рекомендуют смотреть, так как, по их мнению, он вреден и антиправославен. Мы попросили поделиться своим впечатлением от просмотра этой картины клирика Скорбященской церкви протоиерея Александра Союзова.

Фильм является определенным знаковым явлением, потому что Православие в нашей стране начинает глубоко проникать в сознание общества, и свидетельством тому является новая картина «Монах и бес». Фильм, думаю, хотя снят на очень специфическую тему и пронизан соответствующими диалогами, будет интересен широкому кругу зрителей. Возможно, в дальнейшем эта работа будет отмечена не только наградами фестиваля православного, но и каких-то других, может быть, даже международных.

Что касается вопросов: нужно ли его смотреть или не нужно, полезен он или не полезен, – мне кажется, сейчас у нас не так много людей, которые спрашивают благословения своего духовника на просмотр той или иной картины. Я считаю, что фильм, безусловно, полезен, потому что вводит нас в определенное культурно-социальное пространство, знакомит зрителя с его целями и задачами, а главная цель – спасение души – важна для каждого человека. И хотя история, рассказанная в картине, разворачивается в XIX веке, такие события происходили, происходят и будут происходить, пока стоит мир.

В фильме показаны всевозможные чудеса, которые многих верующих смущают. Вопрос чуда всегда был большой проблемой. Многим чудо нужно для того, чтобы поверить. Но чудо, если возвращаться к Евангелию и к евангельскому смыслу чудес, является не праздным явлением, которое вырывается из ряда обычных законов физики, биологии, химии и разрывает обычное естественнонаучное представление о мире. Оно, как правило, не развлекает, а направлено, в первую очередь, на спасение людей. Если говорить о чудесах, которые творил Христос, то они являют людям состояние Царствия Божия. Человек после грехопадения поражен нищетой, болезнью, смертью; человеческая природа обречена на страдания и, в конце концов, на смерть. Христос, придя в мир, преодолевает это: Он насыщает (дарует чудесный улов рыбы, кормит несколько тысяч людей пятью хлебами), чтобы люди не голодали, не чувствовали давления со стороны стихии природы; Он исцеляет; Он воскрешает людей. Господь являет нам Царствие Божие, потому что в нём нет смерти, нет болезни, нет нищеты! Но когда мы видим чудеса, которые просто развлекают, можно предположить, что их устраивает лукавый по попущению Божиему. В фильме чудеса происходят для того, чтобы погубить душу главного героя, удивить монахов, тем самым завоевать их доверие и пленить их души.

Главная тема фильма – смысл христианского спасения. Многие считают, что задача человека, вставшего на монашеский путь, путь христианского беззаветного и бескорыстного служения – приобретение даров Святого Духа, при помощи которых можно совершать какие-то чудеса. А в фильме совершенно четко показано, что по мере приближения главного героя к финалу, чудес становится всё меньше и меньше, наконец они прекращаются совсем, и в этот момент наступает кульминация.

А еще, фильм о том, что любовь побеждает всё. Та самая бескорыстная любовь – главная добродетель любого христианина. Сейчас, как и во все времена, она воспринимается как юродство. Таких людей мир называет «блаженными», дурачками, недалекими людьми. И опять это главная тема фильма: христиане – юродивые для мира, то есть они не живут по ценностям этого мира, стараются от них отойти. Хотя эти ценности проникают даже и в монастырь.

Несколько слов о стилистике фильма. Самая хорошая форма говорить о серьезных вещах – это притча, как правило, имеющая элемент здорового юмора. Мы можем это увидеть на примере евангельских притч, например, притча о сеятеле. Для нас это серьезная притча, заставляющая морщить лоб. А Христос рассказывал ее людям, которые два раза в год сеяли пшеницу. В ситуации, когда из четырех зерен только одно попадает на хорошую почву и дает урожай, а три пропадают, что с таким сеятелем сделает господин? В советские времена эту притчу можно было бы переименовать в притчу о пьяном трактористе, который вместо поля разбросал зерно по обочинам и оврагам. Юмор, мне кажется, Православию был свойственен всегда. Главное, чтобы юмор поднимал человека над повседневностью, обыденностью, пошлостью, а не погружал в это еще глубже; чтобы это была именно добрая улыбка, а не злой сарказм. Фильм «Монах и бес», безусловно, носит притчевый характер. Несомненным плюсом картины является и лесковско-гоголевский язык. Хорошо, что такие фильмы появляются. Очень рекомендую посмотреть эту новую кино-притчу-историю.



"Левиафан": путь в никуда
Автор: Ирина Филиппова
Радует и режиссерский гений, и филигранная операторская работа, и смысловые крючки, которыми ох как цепляет автор неокрепших душой зрителей. Огорчает другое - слишком далеко от России отстоит это самое кино. Как же? - возразит мне оппонент, - разве не наша правдивая действительность изображена в картине?



«Необыкновенные приключения Серафимы»: мои впечатления
Автор: Ольга Леонова
Интересно выстроена сюжетная линия – на протяжении всей истории прослеживается связь девочки Серафимы с ее святым покровителем Серафимом Саровским. Показано состояние страны, поправшей свою религию, свою веру; последствия этого – духовенство в заключении, война, разруха, поломанное детство детей, которые оказались в детских домах.




Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (29.11.2016) | Автор: протоиерей Александр Союзов
Просмотров: 2523
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz