Автор: Ирина Филиппова
Авторское кино в России живо! Именно так хочется воскликнуть после просмотра фильма Андрея Звягинцева "Левиафан". Радует и режиссерский гений, и филигранная операторская работа, и смысловые крючки, которыми ох как цепляет автор неокрепших душой зрителей. Огорчает другое - слишком далеко от России отстоит это самое кино. Как же? - возразит мне оппонент, - разве не наша правдивая действительность изображена в картине? Возразит, и будет прав, потому что реализм здесь просто "зашкаливает". Но не о той России хочу я сейчас сказать.
Попробуем перенести главных героев в другое место - не в русскую глубинку, а в некоторый абстрактный населенный пункт, находящийся в любой точке земного шара. Многое ли изменилось бы или стало неузнаваемым? Проблемы и пороки, о которых говорит Звягинцев, всемирны: взаимное непонимание отцов и детей, пьянство, блуд, прелюбодеяние, измена, предательство, коррупция, злоупотребление властью, клерикализм. Миллионы людей во всем мире, зная об этих вещах, ежесекундно делают свой нравственный выбор - совершать или не совершать зло. Но сколько из них являются христианами?.. Я никогда не соглашусь с теми, кто называет фильм Звягинцева христианским или антихристианским. Да, он насквозь пронизан библейскими и христианскими мотивами. Но, на мой взгляд, мало просто сказать, что Бог есть и Он нас видит - видит все наши дела и поступки. Мало сказать, что лишь в Боге спасение, важно указать путь, а этого-то пути режиссер или не видит, или не знает.
Герои "Левиафана" живут в страшном, предапокалиптическом мире времен антихриста. Разворачивающаяся перед нами драма происходит на фоне распятого и распинаемого Христа. Причем создается впечатление, что герои и не знают другой жизни: всё, что они делают, для них является обыденным делом. В действительности так часто бывает, и это правда. Но вспоминается праведный Иов, который, будучи испытываем Богом, в одночасье потерял все: имущество, родных, друзей, свое здоровье, - разве он отчаялся? Нет, и Господь не оставил его. Разве есть кто-то могущественнее Бога, сотворившего землю, животных и людей? Левиафан, олицетворяющий здесь вселенское зло, тоже сотворен Богом, и человек не способен бороться с ним без Творца и Спасителя мира. Только Бога надо найти.
Чем заканчивается фильм, спросите вы? Я отвечу - безысходностью. И вот это уже не будет той правдой, ради которой стоит смотреть это кино. Фильм Звягинцева - о Левиафане, а не о Боге. А мы, несмотря ни на что, ждем Христа Воскресшего, победившего тьму, грех и смерть, дающего каждому пасхальную радость и надежду на спасение. Только этой надеждой мы и живы! Именно поэтому испокон веков добро в наших сказках побеждает зло, и мы не зря ждем этого в реальной жизни - ждем, надеемся и верим… Всегда!
И. Филиппова
"Левиафан": фильм о нравственном выборе Автор: диакон Иоанн Иванов "Левиафан", на мой взгляд, - кино о реальной человеческой жизни, в которой каждый герой постоянно делает нравственный выбор. Кому-то этот фильм показался мрачным и беспросветным, но разве не мы сами создаем тот мир, который нас окружает?
Бог... Какой Он? Автор: Протоиерей Борис Балашов Часто спрашивают: "Объясните нам: кто такой Бог? Какой Он?" Давайте сначала попробуем ответить на более простой вопрос: "Кто такой человек?" Может ли кто-то дать исчерпывающее объяснение?
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|