Клин православный

Сергиево-Посадская епархия Русской Православной Церкви

"Прерафаэлиты: Викторианский авангард". О выставке
Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику
Приветствую Вас Гость | Воскресенье, 22.12.2024, 11:02 | RSS
 
Форма входа

Воскресная школа

Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах



Богослужения
Храм иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость"


Рубрикатор статей
Жизнь благочиния
Из церковной жизни
Церковные праздники
Церковные Таинства
Как мы веруем
Духовное просвещение
Нам пишут
Здоровье душевное и телесное
Семь-я
Литература, искусство
Осторожно: секты
Церковь и общество
От иллюзий к реальности
Видео

Актуально

Предстоящие события


Главная » Статьи » Литература, искусство

"Прерафаэлиты: Викторианский авангард". О выставке

Автор: Геннадий Алексеев

До 13 октября 2013 г. в Музее изобразительных искусств им. Пушкина будут экспонироваться картины английских художников, называвших себя прерафаэлитами. Выставка называется "Прерафаэлиты: Викторианский авангард".

Эти талантливые художники пытались создать искусство, близкое по стилю и духу итальянскому искусству Раннего Возрождения до Рафаэля - отсюда и название художественного кружка, основанного в 1848 году. В 19 веке в художественном искусстве многих европейских стран - Франции, Германии, России, Великобритании - прокатывается волна антиакадемического движения. Этот протест носил позитивный характер, его провозглашали талантливые группы художников, которые, в противовес академиям, создавали свое искусство. Во Франции это были импрессионисты, в Германии - назарейцы, в России - передвижники. В Англии бунт против академизма возглавили прерафаэлиты.

Это движение захватило не только художников, но и писателей. Оно было поэтическим, философским бунтом, хотя первое проявление его было чисто визуальным - бурный взрыв чистого средневекового цвета, который трансформировал мир искусства, задыхающийся под толстым слоем бурого королевского академического лака.

Судьба прерафаэлитов была сложной. Оппозиция академическому искусству, с которой они выступили, вызвала волну ожесточённой критики. Неизвестно, как сложилась судьба кружка художников, называвших себя "Братством прирафаэлитов", если бы в их защиту не выступил известный английский критик и историк искусства Джон Рёскин. Помимо Рёскина были и другие критики, которые увидели в творчестве прерафаэлитов зачатки нового искусства.

Прерафаэлиты отказались от рутинности академического искусства, которое в 19 веке продолжало ориентироваться в своей практике на эстетику классицизма, провозглашавшего целью искусства создание "величественного стиля". Восстав против академизма, они нашли свой собственный стиль в искусстве и создали много принципиально нового как в эстетике, так и в художественной практике. Многие их работы были связаны с реализмом, с критическим отношением к социальным проблемам викторианской Англии. Эстетическая идея прерафаэлитов состояла в признании красоты высшей и обязательной целью искусства. Несомненно, что эта идея противоречила концепции материального и технического прогресса, которая лежала в основе социального развития Европы 19 века. Но получилось, что идея красоты оказалась более жизненной и эстетически более значимой, чем те художественные теории, которые выросли из идеи целесообразности и практической полезности.

Одна из главных особенностей живописи прерафаэлитов заключается в том, что они создавали свои картины преимущественно на литературные сюжеты, черпая их из различных источников: Библии, мифологии, поэзии Данте, средневекового эпоса, пьес Шекспира и из поэзии современных тому времени английских авторов.

Без обращения к литературной основе многие картины прерафаэлитов будут непонятны и не могут быть адекватно прочитаны. В постоянном обращении к литературе, свойственном этому течению, было желание поднять живопись до уровня литературы и поэзии, внести в изобразительное искусство литературное начало.

Прерафаэлиты переосмыслили и изменили многие традиционные жанры английского искусства, в том числе и портрет, к которому они создали новый подход: в их творчестве портрет утратил сословную иерархичность, лишился традиционного назначения быть маской определённого социального положения в обществе; принципы аристократического портрета - богатство и происхождение - теряют своё значение.

Художники-прерафэлиты создали также новый тип пейзажной живописи, отказавшись от всего того, чем был знаменит английский пейзаж до них. Они отвергли монохромный топографический пейзаж, претендовавший на то, чтобы быть документом. Для пейзажа прерафаэлитов характерен яркий, интенсивный цвет, который отличает их искусство от предшественников. Темами пейзажной живописи прерафаэлитов были обычные явления, в их произведениях не было ничего идеализированного.

Картины прерафаэлитов разбросаны по многим музеям мира, но, к сожалению, совершенно отсутствуют в собраниях русских музеев. Поэтому так интересна выставка их творчества в Пушкинском музее, где представлено около восьмидесяти их самых известных картин.

В советское время прерафаэлиты не признавались как художественное явление, они оценивались как образец мистицизма и проявление враждебной соцреализму теории "искусства для искусства", как мистики и эстеты. Обе категории были "ругательными".

Сегодня интерес к искусству прерафаэлитов, известных отечественной публике лишь по календарям и книжным изданиям, огромен. Я надеюсь, что выставка их работ очень понравится тем, кто заинтересуется безгранично прекрасным искусством этих талантливых художников.



Церковное искусство в современном обществеОт иконы к эрзацу, от храма к бункеру…
Автор: Геннадий Алексеев
В послевоенные годы стали появляться храмы, имеющие снаружи облик элеватора, а внутри - интерьер спортзала. Росписи применялись редко, из экономии средств. Исключение делалось только для изображения Распятия. Но его художественное решение уже было абстрактно-модернистским и практически неузнаваемым.



Современная икона : Проблемы методик обученияСовременная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1
Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления.
В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности».



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.


Категория: Литература, искусство | Добавил: Pravklin (30.08.2013) | Автор: Геннадий Алексеев
Просмотров: 4216
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта

Поиск







Друзья сайта

Статистика

Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Сайт управляется системой uCoz