Автор: Василий Никифоров-Волгин
Любил дедушка Влас сребротканый лад церковнославянского языка. Как заговорит, бывало, о красотах его, то так и обдаст тебя монастырским ветром, так и осветит всего святым светом. Каждое слово его казалось то золотым, то голубым, то лазоревым и крепким, как таинственный адамантов камень. Тяжко грустил дедушка, что мало кто постигал светозарный язык житий, Пролога, Великого канона Андрея Критского, Миней, Триоди Цветной и Постной, Октоиха, Псалтыря и прочих боговдохновенных писаний.
Не раз говаривал он мягко гудящим своим голосом:
- В кладезе славянских речений - златые струи вод Господних. В нем и звезды, и лучи, и ангельские гласы, и камения многоцветные, и чистота, снега горного светлейшая!
Развернет, бывало, дед одну из шуршистых страниц какой-нибудь древней церковной книги и зачнет читать с тихой обрадованной улыбкой. Помню, прочитал он слова: "Тя, златозарный мучеников цвет, почитаю". Остановился и сказал в тихом вдумье:
- Вникни, чадо, красота-то какая! Что за слово-то чудесное: "златозарный". Светится это слово!
До слез огорчало деда, когда церковники без великой строгости приступали к чтению, стараясь читать в нос, скороговоркой, без ударений, без душевной уветливости.
Редко кто понимал Власа. Отводил лишь душу со старым заштатным дьяконом Афанасием - большим знатоком славянского языка и жадно влюбленным в драгоценные его камни.
Соберутся, бывало, в повечерье за пузанком рябиновой (прозванной дедом "Златоструем"), и заструятся у них такие светлопевучие речи, что в сумеречном домике нашем воистину заревно становилось. Оба они с дьяконом невелички, сребровласые, румяные и сухенькие. Дедушка был в обхождении ровен, мягок, не торопыга, а дьякон - горячий, вздымистый и неуемный. Как сейчас помню одну из их вечерних бесед...
Набегали сумерки. Дед ходил в валенках-домовиках по горенке и повторял вслух только что найденные в Минеи слова: Молниями проповедания просветил еси во тьме сидящия.
Дьякон прислушивался и старался не дышать. Выслушал, вник, опрокинул чарочку и движением руки попросил внимания.
Дед насторожился и перестал ходить. Полузакрыв глаза, с легким румянцем на щеках, дьякон начал читать чистым переливным голосом, мягко округляя каждое слово:
- Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ни едино же слово довольно будет к пению чудес Твоих. Твоею бо волею от небытия в бытие привел еси всячески: Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мир...
Дед загоревшимся взглядом следил за полетом высоких песенных слов, а дьякон продолжает ткать на синих сумерках серебряные звезды слов:
- Тебе поет солнце, Тебе славит луна, Тебе присутствуют звезды, Тебе слушает свет, Тебе работают источницы, Ты простер еси небо яко кожу, Ты утвердил еси землю на водах, Ты оградил еси море песком, Ты к дыханиям воздух излиял еси...
Дьякон вскакивает с места, треплет себя за волосы и кричит на всю горницу:
- Это же ведь не слова, а молнии Господни!
Дед вторит ему с восхищением:
- Молниями истканные ризы Божии, - и в волнении ходит по горенке, заложив руки за монастырский поясок.
В такие вечера вся их речь, даже самая обыденная, переливалась жемчугами славянских слов, и любили, грешным делом, повеличаться друг перед другом богатством собранных сокровищ. Утешали себя блеском старинных кованых слов так же, как иные утешают себя песнями, плясами и музыкой.
- А это разве не дивно? - восклицает дьякон. - Слушай: Таинство ужасное зрю: Бог бо, Иже горстию содержай всю тварь, объемлется плотию в яслех безсловесных, повиваяй мглою море.
- Не слова, а звезды светосиянные, светильники светлейшие и прозарнейшие, - с дрожью в голосе отзывается дед, - светловещанная мудрость!
- А не возликуешь ли душою, раб Божий Власий, когда запоют над гробом твоим: В путь узкий ходшии прискорбный, вси в житии крест яко ярем вземшии... Приидите, насладитеся ихже уготовах вам почестей и венцев небесных... Сей бо отходит яко дым от земли, яко цвет отцвете, яко трава посечеся...
- "Жизнь наша есть цвет и дым, и роса утренняя воистину", - прибавляет Влас и обнимает дьякона.
- А какие слова-то, Господи, встречаются: световидный, светоблистанный, светоносный, светозарный, - говорит он сквозь слезы. - "Душу мою озари сияньми невечерними"... "Цвете прекрасный", "шум громный", "зарею пресветлою озари концы вселенной", "жизнь нестареемая", "одеяйся светом яко ризою"… "Милосердия двери отверзи нам". Все светло. Все от сердца, от чистоты, от святости, от улыбки Господней...
Подозвал, помню, меня дед к себе, погладил по голове и сказал: "Возлюби Божью красоту!"
До поздней ночи сквозь прозрачную дрему слышишь то дьякона, то дедушку, пересыпающих жемчуг Божьих слов. И не хочется погружаться в сон: так бы и колебался на зыбких певучих струнах боговдохновенных речений.
Из книги В. А. Никифорова-Волгина "Родные огни"
Клин. "Христианская жизнь", 2009
Библия Автор: Протоиерей Борис Балашов Что такое Библия? Просто ли это собрание хроник еврейской истории? Нет, хотя и это там присутствует. Поставим себе вопросы: кто главный литературный герой Библии и кто ее автор?
"Но только всемогущею силою Божиею…" Автор: Ирина Филиппова - Что такое чудо? И вообще, играют ли чудеса какую-то роль в жизни верующего человека?
- Зачем в Евангелии рассказывается о чудесах, которые творил Спаситель? Почему не достаточно одной проповеди?
- Почему Восточная Церковь настороженнее всех относится к чудесам?
Интервью с настоятелем Преображенской церкви пос. Нудоль священником Аркадием Штейнбергом
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|