Автор: Юлия Павлюк
www.liveinternet.ru
Самый важный и радостный праздник христиан – это Пасха, Светлое Христово Воскресение. Это праздник победы над смертью и призыв к соучастию в этой победе. Пасха празднуется 40 дней до Вознесения, но основные праздничные мероприятия обычно проходят на Светлой седмице – первая неделя после Пасхи пронизана особой радостью. Именно в это время принято дарить подарки, творить дела милосердия.
Более столетия живет традиция дарить близким и родным красивые пасхальные открытки. Одни из первых пасхальных открыток были выпущены в 1898 году Общиной святой Евгении. На российских открытках изображались евангельские сюжеты, житийные сцены, сцены из церковной жизни, золотые купола православных церквей, христосующиеся люди, пасхальные яйца, русские весенние пейзажи. Они издавались по эскизам великих художников, были проникнуты «духом целомудрия, смиренномудрия…и любви».
www.e-news.pro
www.e-news.pro
a-la-belle.livejournal.com
www.e-news.pro
Позже, во время Первой мировой войны на них появятся агитационные и фронтовые сюжеты – открытка политизируется, чтобы сплотить общественность, поднять боевой дух солдат. Рядом со словами «Христос Воскресе!» часто будет ставиться надпись «В действующую армию» или «На позиции». И это логично, ведь суть православной пасхальной открытки (и любого пасхального подарка) неотделима от смысла праздника – в радости о Воскресении мы неизменно слышим призыв к жертвенной любви и милосердию.
www.e-news.pro
www.e-news.pro
К сожалению, отечественные издательства не покрывали спроса на пасхальные открытки: большую их часть покупали в Европе, чаще всего – в Германии и Австрии. Зарубежные открытки к Пасхе резко контрастировали с российскими. На них часто изображались зайцы, щенки, цыплята – порой на картинке разворачивались целые истории с их участием. Множество открыток представляли собой черно-белые фотографии дам в роскошных платьях, с детьми или кавалерами. Вычурно раскрашенные фотооткрытки зачастую были откровенным кичем – отличались сентиментальным, а иногда и пошлым содержанием. В них были и весна, и радость, и любовь, но Пасхи не было. Так произошло смешение традиций, сюжетов и стилей.
www.e-news.pro
Особенно людям полюбился кролик. Использование этого образа, предположительно, восходит к древнегерманским языческим традициям – он был символом богини весны и плодородия Эостры (Остары). Празднования в ее честь тоже проводились весной, так постепенно возникла связь с пасхальными праздниками. C XVI в. известна легенда о пасхальном зайце, который откладывает яйца в саду, благодаря которой «ушастые» прижились во многих странах мира и дали плодовитое потомство: их тиражирование успешно продолжается до сих пор.
www.e-news.pro
Ни кролики, ни Шалтай-болтаи, ни супермены, которых можно увидеть в тематической полиграфии и сувенирной продукции, не имеют к православным традициям праздника Пасхи никакого отношения. Так же как, например, сердечки, которыми сейчас принято щедро «сдабривать» поздравления практически к любому празднику. Символ любви для православных людей – это крест, ведь речь идет не о влюбленности и флирте, а о жертвенной, сострадательной любви к людям – о той любви, которая сильнее смерти.
8 Марта: о чем «говорят» открытки?
Автор: Юлия Павлюк
Учитывая, что идеологическая составляющая в восприятии праздника 8 Марта утратила актуальность, первые две темы в наше время оказались не востребованными. Практически исчезла из визуального ряда и тема семьи
От иконы к эрзацу, от храма к бункеру…
Автор: Геннадий Алексеев
В послевоенные годы стали появляться храмы, имеющие снаружи облик элеватора, а внутри – интерьер спортзала. Росписи применялись редко, из экономии средств. Исключение делалось только для изображения Распятия. Но его художественное решение уже было абстрактно-модернистским и практически неузнаваемым.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|