Автор: Геннадий Алексеев
В рамках XXI Рождественских чтений прошла конференция "Церковное искусство в современном обществе", посвященная современному церковному искусству, его проблемам и перспективам. Хотелось бы поделиться своими впечатлениями, поскольку многое из того, что там обсуждалось, очень актуально и значимо.
Так, в последние годы стало появляться много неканонических и даже просто абсурдных икон. Особенно много таких икон на Украине. На конференции этой проблеме был посвящён целый доклад. К примеру, демонстрировалась икона "Богородица футбольная" (!), написанная перед чемпионатом мира по футболу, где Богородица вместо Спасителя обеими руками обнимает футбольный мяч.
Фото: www.svadba-kursk.ru
Много "оригинальных" икон посвящены трагедии Чернобыля.
Есть современные неканонические иконы, посвященные теме абортов. Обычно на них изображён ров, заполненный абортированными младенцами, рядом с которым стоят горе-мамаши, и их грозно осуждает Богородица. Также есть вариант со Спасителем, который рыдает над убиенными младенцами или держит их на руках вместо Евангелия. Есть и более сложные композиции: икона как бы разделена на две части: слева изображены счастливые дети, играющие на детской площадке с качелями, каруселями и велосипедами разных марок, рядом стоят многочисленные родители с бабушками и дедушками; в правой же части очень натуралистично и подробно нарисована операция аборта, изображены злые врачи в белых халатах, в очках и с римскими мечами (!) вместо скальпелей; вокруг врачей толпа многочисленных страшных бесов. Возникает только вопрос: кому молиться на таких иконах - врачам, бесам, или родителям?
Показывали также на конференции и "икону" Троицы в виде страшного трёхголового ангела…
Ещё более сложное положение в храмовой архитектуре и храмовых росписях. Современные архитекторы часто проектируют и строят храмы очень странного вида, в которых прихожанам трудно (а порой и просто невозможно) молиться. Эти сооружения (язык не поворачивается назвать их храмами) полностью скопированы с индийских пагод или представляют собой огромные бункеры из голого серого бетона.
Среди современных храмовых росписей есть много примеров модернизма, доходящего почти до абстракции. Многие их них выполнены в стиле агитплакатов 30-х годов на стихи Маяковского (окна РОСТа). Таких росписей особенно много на Украине (как в униатских, так и в православных храмах), но стали появляться они и в России.
Фото: http://www.blagoemesto.ru/news.php?id=45
На конференции выступали руководители и преподаватели крупнейших иконописных школ (Санкт-Петербургской и Московской духовных семинарий, ПСТГУ, института Со-действие), которые говорили о воспитании и обучении иконописцев. Современный иконописец должен быть широко образованным и глубоко воцерковлённым человеком. Кроме профессионального умения рисовать он должен хорошо разбираться в церковном искусстве, знать его богословские основы, его историю и современные тенденции.
Интересен был также и доклад, посвящённый вышитым иконам. Автор этого выступления Хребина Т.В., кандидат искусствоведения, аспирант кафедры русского искусства ВИЖСиА им. Репина РАХ (СПб).Она подчеркнула недопустимость применения в церкви икон, где лики выполнены в технике вышивки крестиком или бисером. А ведь сейчас существует несколько крупных швейных мастерских, которые вышивают такие иконы для храмов, продаются наборы для домашней вышивки крестиком с прорисью икон и комплектом ниток и иголок для них.
Екатерина Дмитриевна Шеко, заведующая кафедрой церковных художеств ПСТГУ, говорила о том, что сейчас происходит в церковном искусстве католического мира. Процессы глобализации сейчас таковы, что границы открыты, и можно изучать те процессы, что происходят в других христианских конфессиях. Долгое время мы были "за железным занавесом", многое казалось заманчивым и прекрасным издалека, а сейчас мы с этим "прекрасным" столкнулись лицом к лицу, и впечатления оказались не такими уж радужными. Папа Бенедикт XVI на II Ватиканском соборе заявил, что необходимо обновление Католической Церкви, и ей надо стать открытой для мира. Но оказалось, что эти уступки современному миру в значительной степени освободили общество от традиционных христианских принципов морали и поставили Католическую Церковь у черты, переступив через которую, придётся отказаться уже и от Евангельских истин. Православная Церковь пока в лучшем положении, но процессы глобализации говорят о том, что этот процесс может коснуться и нас.
Огромное влияние оказал II Ватиканский Собор и на развитие католического церковного искусства. Из конституции, принятой Собором, следует возможность и даже необходимость использование в целях проповеди (в том числе и в храме, в алтаре) любых форм и видов современного искусства. Для того чтобы заставить церковь признавать новые авангардные художественные формы (а это было не так просто), был создан институт "инспекторов по творчеству", которые получили в Католической Церкви большую власть, чем духовенство, в вопросах архитектуры и искусства. Эта мысль об использовании любых форм искусства в церкви через полвека после II Ватиканского Собора сейчас зачастую не чужда и некоторым православным мирянам, и даже священникам. В настоящее время граница между православной и католической церковью стала прозрачной и совсем не препятствует различным модернистским идеям влиять вольно или невольно на умы православных христиан. Особенно легко это влияние распространяется в изобразительном искусстве.
Современное католическое искусство в Европе - это прежде всего архитектура: лишь она ещё считается сакральным искусством, потому что только пространство храма ещё осталось святилищем, а всё, что приносится и уносится, является сакральным только во время службы. Даже икона вне церкви не является сакральной. Многие наши искусствоведы изучают католическую церковную архитектуру и религиозную живопись без учёта современной вероучительной доктрины Католической Церкви, а это очень наивно. Такой поверхностный взгляд неизбежно приводит к соблазнительным попыткам усвоения и применения ярких "достижений искусства" модернизированной церкви, тем более что искусствоведы позаботились о хорошей рекламе этих произведений.
Екатерина Дмитриевна ограничилась в своём докладе только обзором по Франции, поскольку там большинство модернистских церквей ХХ века уже имеют статус "памятников искусства". Первый храм, где традиционные каноны католической церковной архитектуры были разрушены, был построен в 1923 году знаменитым архитектором Огюстом Пере. Этот храм уже точно копирует американские небоскрёбы начала ХХ века.
Фото: msa-project.blogspot.ru
Его возведение стало точкой отсчёта для нового искусства. С этого объекта начался отказ от традиций, и этот храм послужил прототипом для очень многих церквей.
После первой мировой войны в Европе надо было восстанавливать разрушенные храмы. После французской революции во Франции был принят закон, который запрещал государственное финансирование строительства новых церквей, поэтому все эти восстановления велись за счёт общин. Храмы, построенные в 20-30 годах XX века, продолжали развитие традиционного религиозного искусства в стиле модерн с уклоном в готику, романику и даже в византийские традиции. Но уже тогда в некоторых построенных церквях использовался железобетон, который ничем не покрывался и умышленно оставался грубым, со следами опалубки.
Но главным переломом в католическом искусстве стали годы второй мировой войны, разрушения в ходе которой были гораздо больше, чем в первой, и снова требовалось строительство новых храмов.
В послевоенные годы стали появляться храмы, имеющие снаружи облик элеватора, а внутри - интерьер спортзала. Росписи применялись редко, из экономии средств. Исключение делалось только для изображения Распятия. Но его художественное решение уже было абстрактно-модернистским и практически неузнаваемым.
Причём инициаторами всех этих новшеств стали не архитекторы, а представители именно клира - священники, которые до пострига были художниками и теоретиками современного искусства. Стали издаваться журналы по церковному искусству, которые превратились в трибуну для пропаганды такого рода искусства. В них призывали к разрыву с академизмом и привлечению в церковное искусство талантливых художников вне зависимости от их религиозных взглядов. Всё настоящее искусство, по мнению редакторов таких журналов, было сакрально. Считалось, что за помощью в украшении храмов лучше обращаться к "гениям без веры, чем к верующим без таланта". И если в то время все эти модернистские вещи считались провокационными, в настоящее время они стали эталоном "настоящего искусства".
Современных французские церкви рубежа ХХ-ХХI вв. вообще построены в виде железобетонных бункеров или нагромождения железобетонных блоков. Эта мода повлияла на "расцерковление" молодежи. В такие храмы народ уже не приходит - поэтому многие из авангардных построек уже не используются как церкви, передаются под мечети или молодежные клубы. Причина проста: молиться там невозможно.
К сожалению, эти тенденции доходят и до нас, подобные "храмы" уже строятся сейчас на Украине, особенно униатами. Эти идеи движутся на восток и порождают совершенно диких архитектурных "монстров": если в Европе есть ещё какая-то культура и художественные принципы, то архитекторы, копирующие эти крайние проявления экспрессионизма (в Польше и Западной Украине),
превращают церковь во что-то чудовищное.
Форма абсолютно потеряла связь с тем, что происходит внутри, она ни о чём не говорит и никуда не зовёт верующих…
В данной ситуации наше отставание от модных тенденций является нашим преимуществом. Мы можем спокойно проанализировать эти процессы, и те цели, ради которых это делается на Западе. Традиционное мышление мирян в Православной Церкви пока является сдерживающим фактором для сохранения основ изобразительного искусства церкви. Но, к сожалению, общий культурный и духовный уровень молодежи, которая вскоре будет определять все пути развития, далек от идеала, если не сказать сильнее. Поэтому угроза того, что скоро мы будем молиться в бункерах, вполне реальна. И это может стать не меньшим ударом, чем разрушительная деятельность СМИ.
Фото: www.renardetraisin.livejournal.com
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 1 Автор: Екатерина Шеко
Академическая школа рисунка, на принципах которой обычно строится обучение рисованию в России, до сих пор остается единственной серьезно работающей методикой. Эта методика обучения рисованию разработана в течение нескольких столетий многими поколениями художников-педагогов и дает хорошие результаты с точки зрения академической традиции. В основу обучения положены геометрия и перспектива. Геометрические построения помогают видеть и понимать форму изображаемого объекта, что особенно необходимо при изображении объемного предмета на плоскости. Применение геометрических построений основано на изучении правил и законов прямой перспективы. Это необходимые навыки для живописцев академического направления. В иконописи тоже применяются геометрические построения, однако они подразумевают обратную перспективу… Получается очевидное противоречие, в результате которого некоторые профессиональные художники-реалисты, принимаясь за иконописание, начинают исправлять построения и композиции древних образцов в сторону академической «правильности»
Современная икона. Проблемы методик обучения. Часть 2 Автор: Екатерина Шеко Плинием описано состязание двух древнегреческих художников Паррасия и Зевксида: «Зевксид принес картину, на которой виноград был нарисован так удачно, что подлетали птицы. Паррасий же принес полотнище, нарисованное так правдоподобно, что Зевксид, гордясь приговором птиц, стал требовать, чтобы полотнище было убрано, и чтобы была показана сама картина. Затем, поняв свою ошибку, и под влиянием благородного стыда уступил пальму первенства Паррасию, т.к. сам он обманул птиц, а Паррасий – его самого, художника»
Лик святых жен Автор: Екатерина Шеко Нынешний иконописец обычно скован "знаниями" о правилах и канонах иконописания, нередко приобретенными из самых случайных (или дремучих) источников. И очень часто эти "знания" противоречат тем умениям, которыми уже владеет художник. А владеет он самой обычной советской художественной школой (уровня академического рисунка достигают немногие в наше время)
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|