Автор: Наталья Маценова, Ирина Филипова
Тема праздника Рождества Христова в русской и мировой культуре
Рождество Христово можно назвать поистине переломным моментом в истории человечества. В этом событии осуществилась тайна воплощения Бесконечного Бога. Иисус Христос пришел в наш мир не в сиянии славы, а беспомощным Младенцем, рожденным в небогатой семье, в загоне для скота. И настолько чудесным стало это событие, с такой силой оно отозвалось в человеческих сердцах, что пробудило потребность творить, нести через время радость от пришествия в мир Господа Иисуса Христа. И в ближайших публикациях мы хотим рассказать о том, как воплотилась тема Рождества Христова в шедеврах мирового искусства в литературе, музыке, живописи и кинематографе.
И. Филиппова
Святочный рассказ в русской и зарубежной литературе
Само определение рассказа - "святочный" - указывает на истоки жанра. Святки, святые дни, святые вечера - десять дней после Рождества Христова до сочельника на праздник Богоявления.
Первые рассказы с рождественской тематикой появляются в России в середине XIX века после того, как были переведены на русский язык знаменитые "Рождественские повести" (1843-1848 гг.) Чарльза Диккенса. Именно Диккенс считается родоначальником жанра, хотя он не был первым автором рождественских рассказов. (Э.Т.А. Гофман написал сказку "Щелкунчик и Мышиный король" в 1816 году.) Получив название "святочных повестей" (у Диккенса - "Рождественские книги"), они сразу же завоевали русского читателя. "Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок за очагом" и др. - в России эти повести пользовались огромным успехом и многократно переиздавались как во взрослых, так и в детских изданиях.
У шведской писательницы Сельмы Лагерлеф (вспомним ее эпопею "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции") есть несколько чудесных рассказов, посвященных Рождеству: "Святая ночь", "Видение императора" и "Роза Христа", вошедшие в сборник "Сказания о Христе". Эти сказания, навеянные христианскими преданиями, являются в сущности авторскими сказками.
Стоит вспомнить и сказки Г.Х. Андерсена - "Маленькая продавщица спичек", или иначе "Девочка со спичками", "Ель" и, конечно же, "Снежная Королева": все это сказки о Рождестве. Одна из самых печальных - "Девочка со спичками": трагичная история о погибающей от холода маленькой девочке, пытающейся согреться минутным теплом спичечного огонька; она погибает от зимнего холода, но он не страшнее холода людских сердец, у которых не нашлось тепла даже со спичечную головку. Господь невидимо облегчает страдания ребенка и забирает девочку к Себе, туда, где для всех несчастных довольно тепла и Любви, где всегда так же светло и радостно, как бывает в Рождество.
В России святочные рассказы стали привычным рождественским подарком для читателей XIX века, они печатались в специальных альманахах, сборниках и даже газетах.
Наибольший интерес читателей вызывали, конечно же, рассказы, под которыми нередко стояли подписи крупнейших писателей - Н.С. Лескова, А.П. Чехова, В.Г. Короленко, А.И. Куприна, Л.Н. Андреева и др. Эти рассказы входили в репертуар домашнего праздничного чтения, и их всегда объединяло одно - попытка смягчить людские сердца. Как правило, рассказы имели счастливые концовки: встреча находящихся в долгой разлуке любящих друг друга людей, чудесное спасение от неминуемой гибели, выздоровление смертельно больного человека (чаще всего ребенка), примирение врагов, чудесное преображение безнравственного человека, прощение обид - вот ведущие мотивы, лежащие в основе святочных рассказов.
Наряду с благополучным концом (рождественским чудом) встречаются тексты, имеющие и трагическую развязку. Но трагедия в таких рассказах - не закономерность, а вопиющая несправедливость, свидетельство несоответствия общественных, человеческих отношений вечным идеалам. Таков смысл хрестоматийного рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Смерь ребенка в рождественскую ночь - преступление, причиной которого стало чудовищное равнодушие взрослых. Доброту, маму, елку - все, что нужно для счастья, мальчик, ставший ангелом, получает на небе, у Самого Христа.
Н.С. Лесков считается непревзойденным мастером данного жанра. Все его святочные рассказы, можно сказать, взяты из жизни. "Христос в гостях у мужика", "Зверь", "Жемчужное ожерелье", "Пугало", "Неразменный рубль" - каждый имеет свой мотив и назидательное воздействие и каждый из них является литературным шедевром.
К сожалению, большая часть рассмотренных произведений не изучается в школьной программе. А вот хрестоматийный рассказ А.П. Чехова "Ванька", давным-давно в ней закрепившийся, никогда не рассматривался как святочный, хотя именно таковым он был задуман и написан Чеховым. При поверхностном прочтении этого чеховского шедевра кажется совершенно очевидной итоговая неудача затеи Ваньки: Константину Макарычу, конечно, никогда не получить жалобное письмо сироты-внука. Но ведь перед нами художественное произведение, написанное в жанре святочного рассказа. А в этой художественной реальности невозможное чудо как раз и может произойти. Его описанием и завершается рассказ: дедушка не только получает письмо, но и, "свесив босые ноги" с печки, "читает письмо кухаркам". Таким образом, рождественская "встреча" дедушки и внука состоялась в единственно возможном для нее поэтическом пространстве произведения.
К началу XX столетия происходит упадок жанра. Истинной причиной тому было оскудение веры во всех слоях населения, утрата связи с Богом. Революционные теории проникли в умы и сердца людей, и там уже не оставалось места чудесам. После 1917 года праздник Рождества быстро уходит из жизни молодой советской республики вместе с торжественными богослужениями, подарками, чудесами и даже елкой. Только к середине 30-х годов елка вернулась в дома людей, став новогодней. В этот трагический период А.П. Гайдар пишет повесть "Чук и Гек" - лучшую советскую идиллию, связанную со святочной традицией (мотив встречи бывших в долгой разлуке близких людей). Редкая для того времени сентиментальность и доброта произведения напомнили читателям о высших человеческих ценностях - любви, детях, семейном счастье, уюте домашнего очага. "Чук и Гек" перекликается в этом с повестью Диккенса "Сверчок за очагом".
В наше время вместе с возрождением Православия, возвращением празднования Рождества Христова мы можем наблюдать и возрождение жанра святочного рассказа. Они снова печатаются на страницах православных журналов и газет (журналы "Фома", "Виноград", "Нескучный сад"); проводятся конкурсы рождественских сказок среди детей и молодежи. Эти святочные рассказы, может быть, не так изящны и талантливы, как когда-то, но радостно, что у людей появилось желание их писать. Значит, нам еще нужны чудеса, а главное - нужны вера, надежда и, конечно же, любовь.
Материал подготовила Н. Маценова,
преподаватель Православной классической гимназии "София"
Фото: Наталья Куликова
Традиции празднования Рождества Христова Автор: Ирина Филиппова Празднование Рождества у разных христианских конфессий различается. В чем состоит это отличие?
В нашей стране сложились и такие традиции: в праздник петь колядки, встречать ряженых, на Святки - гадать. Насколько все это может быть связано с праздником Рождества?
Как, на Ваш взгляд, должен православный человек встречать Рождество?
Традиции празднования Святок Автор: диакон Иоанн Иванов Христианская традиция празднования Святок известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества, прославляя Христа и Его Рождение. Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех, в том числе и у бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на Святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. В современном мире эта традиция, к сожалению, практически утеряна.
Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|