Автор: Татьяна Карпачева
Известно, что одним из первых и главных признаков тоталитарной секты является обман при вербовке. Как отмечает проф. А. Л. Дворкин, "принцип тоталитарной секты - затащить человека к себе прежде, чем он что-нибудь о ней узнал"[1]. Однако известно также, что основная сектантская вербовка далеко не ограничивается уличными проповедниками, раздающими листовки: здесь в большинстве случаев ставится другая цель - занять время самого сектанта, заставить его работать на секту и посеять в нем чувство вины: весь день проповедовал и так никого и не привел. Тем более люди уже значительно меньше, чем, скажем, в 90-е гг. прошедшего столетия, поддаются на сектантскую пропаганду - и нельзя не сказать, что в этом огромная заслуга А. Л. Дворкина. Благодаря его публичным лекциям и выступлениям в СМИ, отношение к сектантству в обществе стало весьма негативным: уже редко кто не знает о том, что членство в секте грозит разрушением семьи, психологическими травмами, потерей имущества и т. д. Крупные тоталитарные секты - "Свидетели Иеговы", сайентологи, неопятидесятники, "Богородичный центр", муниты, мормоны, кришнаиты, последователи Виссариона ("Церковь последнего завета"), анастасийцы - известны в обществе своим деструктивным воздействием на личность, и люди предпочитают обходить эти организации стороной. Соответственно, секты меняют свои методы вербовки, делая их все более скрытыми.
Мой доклад будет посвящен рассмотрению методов сектантской вербовки через различные организации, так или иначе связанные с тоталитарными сектами. На нашем сайте вы можете увидеть список известных нам компаний, сотрудничающих или иным образом связанных с различными тоталитарными сектами или отдельными оккультистами.
Сотрудничество может состоять в "деловом" партнерстве, а также может быть и более плотным - вплоть до того, что фирма является структурным подразделением секты, так называемой "фасадной", или прикрывающей, организацией секты. Начать этот проект нас побудили постоянные сообщения граждан о попытках вовлечения в ту или иную секту через коммерческие, образовательные или другие учреждения, а также участившиеся случаи откровенно наглого проникновения сект под видом якобы светских организаций на различные мероприятия с целью саморекламы, как, например, попытка кришнаитов раздать свою идоложертвенную пищу в Храме Христа Спасителя, о чем пойдет речь далее.
Итак, о "фасадных" организациях тоталитарных сект необходимо, на наш взгляд, сказать следующее. Такие организации создаются сектой для проникновения в различные сферы жизни: образование, медицину, бизнес и т. д. с целью, конечно же, вербовки новых членов. В "нужный" для секты момент "фасадная" организация объявляется светской, якобы не имеющей отношения к секте. В другой "нужный" момент, напротив, указывается на принадлежность данной организации к сектантской структуре. Одним из таких примеров является кришнаитская "Пища жизни", которая даже в своем названии имеет два варианта: когда надо скрыть принадлежность к "Обществу сознания Кришны", то она называется "Благотворительный фонд "Пища жизни", а когда не надо скрывать, полным названием - "Харе Кришна - Пища жизни". Генеральный директор "Пищи жизни" Валерий Игнатьевич Долгополов известен под сектантским именем Нирмал Канти прабху. Как известно, менять имена своим адептам - одна их распространенных сектантских практик, призванная разрушить все связи сектанта с социумом, семьей и прежней, несектантской, жизнью. Основная задача компании "Пища жизни" - раздача идоложертвенной пищи, посвященной Кришне (прасада), в рамках различных социальных акций, городских мероприятий, праздников и т.д. По правилам кришнаитов при приготовлении пищи читаются специальные молитвы, затем еда "предлагается" идолу Кришны и лишь затем употребляется (или раздается). Согласно вероучению кришнаитов, само употребление пищи (прасада) есть религиозный обряд соединения с Кришной. Следовательно, раздача прасада - это не что иное, как попытка вовлечения граждан в религиозную практику кришнаитов. Если учесть, что употребление идоложертвенной пищи запрещено в христианстве, иудаизме и исламе, то нельзя не обратить внимания на заведомо нечестные действия кришнаитов: раздавая пищу и не предупреждая, что это прасад, кришнаиты обманным путем заставляют людей преступать каноны своей религии, чем оскорбляют чувства верующих и разжигают межрелигиозную рознь. Проводить свои акции по раздаче прасада кришнаиты любят чаще всего в рамках различных городских мероприятий: например, в рамках празднования Дня города в нескольких парках они кормили гулявших там родителей с детьми "предложенной Кришне" вегетарианской кашей. Неизвестно, кстати, проходила ли эта каша контроль качества и есть ли у кришнаитов разрешение от Роспотребнадзора.
А 23 ноября прошедшего года "Пища жизни" планировала уже откровенно кощунственную акцию: накормить своим прасадом (фруктами, "предложенными" Кришне) детей-инвалидов на празднике в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя, который устраивал учебно-методический реабилитационный центр "Адели", постоянно приглашающий "Пищу жизни" на свои мероприятия. Руководитель детского центра "Адели" Виктория Корнева считает, что надо брать, что дают: прасад так прасад - неважно, дети-инвалиды, равно как и их родители, все равно в этом не разбираются, при этом с придыханием изрекает: "Никогда не бей по руке дающего!"; "Поймите, наши дети больные!". В этом, получается, и есть позиция центра "Адели": больным детям можно "подсунуть" все, что угодно: хоть кришнаитскую идоложертвенную пищу, хоть идоложертвенную пищу сатанистов. Таким образом, обманное вовлечение детей (притом в большинстве-то, наверное, крещенных в Православной Церкви) в религиозную практику тоталитарной секты остается на совести руководства центра "Адели". Конечно, "Адели" не преминул пригласить "Пищу жизни" и в кафедральный собор, где был устроен праздник, более того, кришнаитская организация была заявлена как соорганизатор мероприятия. Кстати, деньги на эти фрукты "Пища жизни" собирала с рядовых адептов секты, о чем объявлялось на кришнаитских сайтах, то есть и здесь "благотворительность" "благотворительного фонда" оказалась весьма сомнительной. Понятно, что расходы на все мероприятия, проводимые руководством секты с целью саморекламы, конечно же, ложатся на плечи рядовых адептов, жизнь которых и так всецело подчинена секте. Таким образом, цель "Пищи жизни" была - прорекламировать свою деятельность и, соответственно, головную организацию "Общество сознания Кришны" не много не мало в Храме Христа Спасителя. Тем более на празднике было заявлено присутствие представителей Правительства Москвы, Совета Федерации, партии "Единая Россия", представителей региональных администраций, представителей Министерства здравоохранения и социального развития, Департамента соцзащиты г. Москвы - чем не повод для бесплатной рекламы среди высокопоставленных чиновников, да еще и в кафедральном соборе?! Притом даже на фрукты практически тратиться не надо: услужливые рядовые кришнаиты все купят и принесут!
Мнение Церкви относительно "Общества сознания Кришны" и принадлежащих ему организаций выражено решением Архиерейского Собора 1994 г. Согласно этому решению, "люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви". Архиерейский Собор не благословляет участие православных в мероприятиях, организуемых новыми религиозными движениями деструктивного толка. (http://iriney.ru/document/006.htm) Таким образом, если бы акция состоялась, кришнаиты запечатлелись бы рядом с представителями нашей Церкви и дальше, вполне вероятно, стали бы заявлять о своей дружбе с Православной Церковью, а значит, и об отмене определения Архиерейского Собора.
К счастью, кощунственную акцию кришнаитов по раздаче прасада на празднике удалось предотвратить. И тут как раз и наступил тот "нужный" момент, когда "Пища жизни" громко заявила о своей непричастности к кришнаитам: мол, светский благотворительный фонд решил накормить детей-инвалидов, а их лишили этой прекрасной возможности. О том, что вся пища кришнаитов "предлагается" Кришне, конечно, умалчивалось. Однако, если обратиться к заявлениям кришнаитов на их же сайтах, мы увидим, что сами сектанты раздачу пищи считают именно религиозным действием: "Раздача пищи - неотъемлемая часть древней традиции поклонения Кришне" (http://pancha-tattva.ru/index.php/iskcon/activity-of-iskcon/charitable-programs/ffl). Не говоря уже о том, что на принадлежность "Пищи жизни" кришнаитам указывается почти на всех кришнаитских сайтах, например: "Центр обществ сознания Кришны в России охватывает в общей сложности 120 различных организаций (включая школы и отдельно зарегистрированные программы "Пища жизни") в 90 городах России". (http://pancha-tattva.ru/index.php/iskcon/structure-of-iskkon) Так что "Пища жизни" - далеко не единственная "фасадная" организация кришнаитов, созданная сектой для двойной игры.
Подобные методы характерны и для других сект. Осенью прошлого года на рекламных щитах, развешанных около подъездов, красовалось объявление кризисной линии доверия, предлагающей круглосуточную психологическую помощь. Рекламные щиты около подъездов принадлежат компании "Чистый город", которая предоставляла кризисной линии доверия рекламное место бесплатно - "ведь благое дело!" Однако, оказывается, отвечали по телефону кризисной линии доверия вовсе не психологи, а члены неопятидесятнической секты "Христианский центр "Восстановление" (ранее "Посольство Божие" или "Торжествующий Сион"). Это та самая секта, лидер которой уроженец Нигерии Сандей Аделаджа на Украине принимал активное участие в "оранжевой революции". Этот сектантский лидер известен также и тем, что разорил многих своих самых верных и самых активных адептов до нитки, заставляя их вкладывать деньги и недвижимость в созданную им финансовую пирамиду "Кингз Кэпитал", которая, конечно же, просуществовала недолго, и деньги вкладчикам возвращены не были. В настоящее время в отношении Аделаджи и ряда его помощников возбуждено уголовное дело. В России секта существует под названием "Христианский центр "Восстановление" и возглавляется учеником и последователем Сандея Аделаджи, уроженцем Украины Евгением Пересветовым. Адепты этой секты и отвечают по телефону "кризисной линии доверия", приглашая посетить неопятидесятнические собрания. Так секта разрастается за счет горя и страдания людей, которые в надежде на квалифицированный ответ психолога звонят по указанному номеру телефона, но оказываются вовлеченными в чуждый религиозный культ. Человек, находящийся в стрессовом состоянии, становится более внушаемым, и именно на таких людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, и рассчитывали последователи Аделаджи, организовав кризисную линию доверия, чтобы вербовка в секту шла круглосуточно. К чести компании "Чистый город" надо сказать, что, узнав о принадлежности размещенной ими рекламы неопятидесятникам, они в скором времени ее убрали.
[1] Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Изд. 3-е, Нижний Новгород, 2002.
Т. С. Карпачева, к. ф. н.,
доцент кафедры сектоведения
Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета
Источник: Информационно-консультационный центр св. Иринея Лионского http://iriney.ru/sects/theory/060.htm#_edn1
Фото: www.fishline.ru
Продолжение статьи
Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 1
Традиционные религии и сектантство: постановка проблемы. Часть 2 Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт "КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.
|